Войти в почту

Россияне поехали по родной стране и решили, что деньги лучше тратить на Мальдивах?

Россияне отдыхают на тропических островах, а в Турции умудряются тратить еще больше, чем раньше. Краснодарский край надоел, а на Русском Севере не хватает инфраструктуры.

Россияне поехали по родной стране и решили, что деньги лучше тратить на Мальдивах?
© Свободная пресса

Итоги туристического года в России лишь на первый взгляд кажутся оптимистичными. На самом деле, они обнажили целый ряд серьезных проблем, который власти только пытаются решать. И то на словах.

Фавориты – Русский Север и Золотое кольцо, пляжи – надоели

Исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе на рассказала, что внутренний турпоток в стране, невзирая на все оптимистичные заверения госчиновников, окажется меньше, чем в допандемийном 2019 году – примерно на 5-10%. Хотя в сравнении с прошлым провальным годом рост и был почти на треть.

Самый высокий рост в сравнении с 2019 годом продемонстрировали очень разные регионы, в частности Татарстан (на 25%), Крым (почти на 30%), Ярославская и Тюменская области (на 40%) и другие.

По словам Ломидзе, россияне стали «открывать» для себя совершенно новые регионы. Скажем, в десятке самых востребованных оказалась Тюменская область, где по итогам года турпоток может составить почти 3 млн человек. Рекордный рост числа туристов (особенно организованных) продемонстрировала Карелия, где по итогам года обещают выйти на показатель в 1 млн визитов.

В десятке регионов по приросту числа организованных туристов – среднероссийские области, Ярославская и Владимирская, входящие в Золотое кольцо. А также Тверская, куда также возят туристов, чтобы показать русскую старину.

На этом фоне поистине плачевно выглядят показатели, скажем, Краснодарского и Ставропольского краев, которые едва доберут по количеству приехавших туристов до показателей 2019 года.

Российский глубинке не хватает экскурсоводов, дорог и рекламы

Президент Российского союза туриндустрии (РСТ) Андрей Игнатьев также отмечает, что культурно-событийный туризм – это тренд уходящего года, который на равных конкурирует с пляжным. В целом организованный туризм в стране вырос почти на треть, хотя и в сравнении с кризисным 2020 годом. Но не может не радовать, что все большему числу россиян хочется уже не только погреть кости на пляже, но и увидеть природные красоты и памятники.

Впрочем, многие россияне, которые отправились, скажем, в Карелию или Дагестан, столкнулись с отсутствием достойной инфраструктуры и подготовленных кадров. Государственные музеи в ужасающем состоянии, не хватает экскурсоводов, многие дестинации не имеют транспортной доступности.

Главное же – россияне просто плохо осведомлены о том, чем богата их родная страна. По центральным телеканалам крутились видеоролики с рекламой курортов Турции, а вовсе не Карелии, Крыма или Золотого Кольца – у этих регионов просто нет ни денег, ни лоббистских возможностей, чтобы пробиться на ТВ. В прошлом году глава Ростуризма Зарина Догузова пообещала, что будет снимать ролики для молодежной соцсети TikTok, но, похоже, это так и осталось словами.

Расслоение общества растет, а с ним и турпоток на Мальдивы и Сейшелы

Противоречивы итоги выездного туризма. Для россиян по-прежнему закрыты некогда сверхпопулярные страны Европы и Юго-Восточной Азии, выбирать приходится из того, что есть.

Турпоток в Турцию (которая, напомним, была закрытой для россиян с 15 апреля до 22 июня) по итогам года рухнул катастрофически – с почти 7 млн человек в 2019 году до 4,7 млн человек. Несмотря на крутое падение турецкой лиры, россияне стали тратить во время отдыха в Турции даже больше, чем до пандемии – средний чек вырос на четверть.

Почти в 3,5 раза вырос турпоток в Египет. Даже в отсутствие чартерного сообщения в 2019 году в этой стране умудрились отдохнуть 150 тысяч россиян, в нынешнем будет около 680 тысяч.

А вот по большинству популярных направлений (Греция, Кипр, ОАЭ, Болгария) фиксируется резкое снижение турпотока. Зато увеличилось число россиян, отдохнувших на Мальдивских и Сейшельских островах – в обоих случаях примерно в в 2,5 раза.

Это можно назвать показателем растущего имущественного расслоения в России. Для большинства россиян, едва сводящих концы с концами, раз в год выбраться на море – и то большая удача. При этом все больше богатых россиян, уставших от пандемийной Москвы, транжирят деньги на тропических островах.

Почему Россия не становится востребованной у иностранных туристов

Въездной турпоток в Россию плачевно мал – 176 тысяч по итогам девяти месяцев. По итогам года вряд ли будет больше 200 тысяч. В то время как в 2019 году в страну приехало 5,5 миллионов иностранцев.

Не спасли даже крупные мероприятия, проводившиеся в России, например, 7 матчей Чемпионата Европы по футболу в Санкт-Петербурге, которые привлекли лишь около 135 тысяч туристов – включая внутренних и иностранных.

При этом другие туристические государства (например, уже упомянутые Турция или Египет) если спад числа туристов и ощутили, то не такой катастрофический. И это тоже тревожный звоночек – Россия остается по-прежнему неконкурентоспособна на мировом туристическом рынке.

До сих пор не решены проблемы, о которых впервые заговорили еще после проведения матчей Чемпионата мира по футболу в 2018 году – это отсутствие российских мультивиз и электронных виз, крайне медленное введение системы tax free для иностранных туристов. Ростуризму проще же, конечно, пообещать наснимать кринжовых роликов для TikTok, чем сделать страну по-настоящему привлекательной для платежеспособных иностранцев.