Туроператоры жалуются Роспотребнадзору, что пьяным туристам отказывают в выплате медстраховки
Турагенты пожаловались на отказ в медстраховке пьяным туристам. Соответствующее обращение направлено в Роспотребнадзор. В нем указывается, что российские путешественники все чаще недовольны своей турстраховкой, поскольку в ситуациях, в которые туристы попадают в состоянии алкогольного опьянения, им не оплачивают лечение. Можно ли оспорить такие решения?
Письмо в Роспотребнадзор написал гендиректор сервиса OnlineTur.ru Андрей Бородин. В нем он просит проверить условия страхования отдыхающих, которые выезжают за рубеж. По его словам, много жалоб на то, что страховые компании отказываются компенсировать затраты на лечение тем, кто подвыпил и попал в переделку. Мол, это не страховой случай. Кроме того, сами клиники делают тест на алкогольное опьянение и вымогают деньги у туристов. Говорит Андрей Бородин:
Андрей Бородин гендиректор сервиса OnlineTur.ru «Девушка, которая в принципе не пьет, но при этом они сделали ей положительный тест. Она упала на пятки, у нее было два перелома, она не могла ходить, она в стрессовой ситуации. Клиника требовала оплату за медицинский прием, за то, что ее привезли и сделали тест на алкоголь, который, по словам клиники, был положительный. Но при этом они предлагали еще и взятку заплатить, и они обещали сделать тест отрицательным. То есть в данном случае условия, которые применяют страховые компании, которые исключают компенсации при положительном тесте на алкоголь, могут быть использованы местными клиниками для вымогательства. И человек со сломанной ногой не сможет сделать какой-то альтернативный тест, оспорить. А страховая компания уже здесь отстраняется, поскольку нарушены условия страхования».
При этом Бородин приложил список компаний, к которым у него есть претензии. В одну редакция Business FM позвонила. И там ответили, что ни о чем подобном никогда не слышали. Оговорка есть на всякий случай, но применяется очень редко. И за пару евро в день ее можно из текста медстраховки даже убрать.
Комментирует замгендиректора страхового общества «РЕСО-Гарантия» Игорь Иванов:
Игорь Иванов замгендиректора страхового общества «РЕСО-Гарантия» «Да, страховые компании включают такие оговорки для порядка, чтобы была такая возможность теоретически, если есть какой-то злостный нарушитель правил, ну, в этой ситуации есть все-таки пункт в правилах, чтобы отказать в выплате возмещения и возложить эти расходы на туриста. В любом случае помощь будет оказана. Но этими оговорками практически никто не пользуется. Мы все прекрасно понимаем, что люди, отдыхая, употребляют, но наши учителя, была у нас такая партнерская компания из Франции Assistance, которая нас учила этому бизнесу, — они нам четко говорили: ребята, алкоголь и отдых всегда живут вместе. Поэтому глупости это — отказывать в выплате возмещения туристу, который выпил вина или чего покрепче. Если очень человеку хочется напиться, вот он понимает, что он приедет и будет пить беспробудно, то есть возможность дополнительно доплатить, и у него эту оговорку из договора исключат».
Эксперты говорят, что если и есть случаи невыплаты медстраховок, то единичные. Поскольку доказать причинно-следственную связь — оказался в клинике, потому что выпил, — практически невозможно. Да и сами иностранные клиники не заинтересованы делать тест на алкоголь. Ведь намного выгоднее решать финансовые вопросы со страховщиком, а не с туристом, у которого зачастую под рукой нет затраченных на лечение денег. И, конечно, сам турист может просто вполне законно отказаться от такого медосвидетельствования. Однако бывают случаи, когда турист сам не хочет огласки, понимает, что начудил, и оплачивает свое лечение. Но если турист упертый, то он выиграет суд почти наверняка. Рассказывает эксперт Общественной палаты России по защите прав туристов Роман Бобылев:
Роман Бобылев эксперт Общественной палаты России по защите прав туристов «Пьяница прыгал в состоянии дичайшего алкогольного опьянения в бассейн, где не было воды. Он прыгал туда прямо головой в пустой бассейн, как в том анекдоте, да? Страховая компания ему отказала. Были судебные разбирательства. И потом в итоге было принято решение в пользу туриста. Тут очень сложно найти грань и причинно-следственную связь между наступившими последствиями и страховым случаем. То есть он должен был действовать умышленно. Если он действовал неумышленно, ему казалось, что там вода или еще какие-то вещи. Но на то и есть понятие несчастного случая. И в данном случае суд (мы имеем такой опыт) встал на сторону туриста. И страховую компанию обязали заплатить».
В Роспотребнадзоре подтвердили, что обращение от OnlineTur получили и разбираются.
Стандартная туристическая страховка включает только лечение. Если на отдыхе планируются занятия активными видами спорта, то лучше включить в договор этот дополнительный риск. А отправляясь на горнолыжный курорт, лучше застраховать свою ответственность перед третьими лицами, поскольку при спуске можно кого-то случайно покалечить.
А страховка от несчастного случая в дополнение к лечению предусматривает еще и денежную компенсацию. И она пригодится, если придется долго сидеть на больничном.