Талантливым школьникам помогут стать учёными
Наша страна способна реагировать на крупнейшие вызовы современности как безусловный лидер, и в первую очередь это касается науки и технологий. Чем сегодня могут гордиться россияне, что делается для поддержки молодых учёных и о каких профессия мечтают будущие школьники, рассказала в интервью нашему изданию председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова.
- Лилия Салаватовна, 2021 год был Годом науки и технологий. Напомним нашим читателям, что основными его задачами были привлечь молодёжь в науку, повысить вовлечённость профессионального сообщества в реализацию Стратегии научно-технологического развития и познакомить россиян с новейшими достижениями науки и технологий. Эти цели достигнуты?
- Считаю, что 2021 год стал беспрецедентным с точки зрения внимания государства к отечественной науке. Можно с уверенностью сказать, что сегодня вопросы развития российской науки и образования являются приоритетными для настоящего и будущего страны.
Год науки и технологий позволил и каждому россиянину по-новому увидеть и оценить развитие научной мысли и технологический прогресс в России. По всей стране прошли тысячи ярких, содержательных мероприятий, мультимедийных и научно-технологических проектов, а также выставок, конкурсов, семинаров и так далее.
При этом хочу отметить, что Год науки стал логическим продолжением национального проекта «Наука», стартовавшего в 2019 году. По его результатам Россия должна войти в пятерку мировых научных лидеров по приоритетным направлениям, уменьшить отток ученых за границу и повысить привлекательность мест работы для иностранных ученых. Полагаю, что Год науки во многом приблизил страну к достижению этих целей.
- Как сейчас выглядит ситуация с привлечением в науку молодых кадров?
- За последние десять лет в России в полтора раза увеличилось число учёных в возрасте до 39 лет. При этом в группе до 29 лет наблюдается сокращение.
Мы в мае совместно с РАН провели парламентские слушания на тему «Научный кадровый потенциал страны: состояние, тенденции развития и инструменты роста». Были подняты важнейшие вопросы поддержки молодых учёных, финансирования научных проектов, необходимости популяризации науки, повышения авторитета учёных, престижа научной деятельности.
Также мы рассмотрели инструменты, направленные на обеспечение притока молодых исследователей в науку: создание «молодежных лабораторий», поддержку работы научно-образовательных центров, укрепление института аспирантуры.
Важно поддерживать ученых-исследователей, увеличивать инвестиции в российскую науку, развивать научные центры передовых российских компаний, создавать системы академического сопровождения талантливой молодёжи.
Рекомендации слушаний уже выполняются, считаю, что вместе мы сможем достичь значимых результатов в поддержке молодых учёных - соответствующий законопроект готовится.
- А какие идеи есть о популяризации науки среди школьников?
- Хочу отметить, что ключевым приоритетом государственной политики должен также стать поиск, развитие и сопровождение талантливой молодёжи, которая в будущем может дать ярких лидеров в науке, образовании и культуре.
Тут я не могу не упомянуть важнейший блок задач, который был озвучен и нашел своё отражение в утверждённом президентом перечне поручений по итогам заседания Совета по реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей, который состоялся 1 июня 2021 года. В их числе содействие Курчатовскому институту в создании центра общего и дополнительного образования детей для углубленного изучения учебных предметов, курсов, дисциплин в области естественных и инженерно-технических наук.
- В СССР каждый мальчик мечтал стать космонавтом, потому что страна гордилась своей наукой, а запуск спутника был событием национального масштаба. А кто сейчас может стать примером для молодёжи? Чем сегодня могут гордиться россияне?
- Гордиться есть чем. Россия первая в мире разработала вакцину от COVID-19 — препарат «Спутник V». На сегодня в нашей стране зарегистрировано пять вакцин от коронавируса: «Спутник V», «Спутник Лайт» «ЭпиВакКорона», «ЭпиВакКорона-Н», а также «КовиВак». Этот результат стал возможен только благодаря наличию мощного научного фундаментального задела, который сохранили наши выдающиеся учёные.
Российская вакцина «Спутник V» уже одобрена в 70 странах с общим населением свыше 3,7 миллиарда человек. По количеству полученных одобрений государственными регуляторами «Спутник V» занимает второе место в мире. Не случайно Государственная премия в области науки и технологий за 2020 год указом Президента России была присуждена именно создателям вакцины «Спутник V».
Кстати, по результатам опроса учителей, который провели Фонд гуманитарных проектов и региональные операторы проекта «Билет в будущее», на фоне развития ситуации с коронавирусом дети чаще стали задумываться о карьере в медицине и фармакологии, а также о профессии учёного в сфере химии или биологии. То есть примеры, на которые хотят равняться дети, есть и сейчас.
Уверена, что Россия и сегодня способна реагировать на крупнейшие вызовы современности как безусловный лидер. Таких примеров в нашей стране можно привести множество.
- Раз уж мы заговорили о коронавирусе, как вы оцениваете готовность системы образования к новым вызовам?
- Уходящий год, как и предыдущий, стал для нас испытанием на прочность. В условиях пандемии коронавируса было крайне важно донастроить систему образования, обеспечить непрерывность образовательного процесса.
В этой связи вовремя была принята поддержанная Минобрнауки наша законодательная инициатива о регулировании использования образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в условиях введения режима повышенной готовности.
При этом ещё раз повторю, что никто и никогда не заменит живого — глаза в глаза — общения учителя и ученика.
- В январе 2020 года Совет Федерации просил Правительство установить единую систему оплаты труда педагогических работников. Как решён этот вопрос?
- Сегодня подходы к зарплате учителей практически сформированы: в общей заработной плате базовая часть должна составлять не менее 70 процентов. Стимулирующие выплаты могут начислять за победу на олимпиадах, мастерство педагога в организации воспитательной работы.
Пилотный проект по модернизации оплаты труда педагогов сейчас реализуют в пяти регионах. Рассчитываем, что он поможет отработать механизм формирования окладов учителей, создание понятной и единой системы компенсационных и стимулирующих выплат на уровне регионов. А по итогам реализации проекта такая практика будет расширена на все субъекты.
- Совет Федерации уделяет особое внимание поддержке женщин-учёных. Какие остаются проблемы?
- В России доля женщин-ученых в науке составляет 39 процентов, в то время как аналогичный показатель в мире — 30 процентов. Среди особо востребованных у женщин направлений научных исследований — разработки новых медицинских препаратов, исследования, касающиеся освоения космоса и связанные с атомной энергетикой.
В некоторых странах участие женщин в науке, политике и экономике квотируют. В нашей стране квоты не устанавливают, но стараются создать необходимые для увеличения представительства женщин условия. Например, вводят гибкий график работы для мам — молодых исследовательниц, создают детские группы, возможно даже на рабочем месте, используют другие формы поддержки.
Поддержку женщин-ученых мы активно обсуждали в этом году на Третьем Евразийском женском форуме, который прошёл в Санкт-Петербурге. Например, прозвучала идея организовать в крупных институтах и научных центрах что-то вроде детских садов, куда женщины-учёные могли бы отдавать своих детей, когда приезжают на работу.
А в конце года на Конгрессе молодых учёных, прошедшем в Парке науки и искусства «Сириус», мы провели сессию «Женщины в науке: тенденции и перспективы». Обсудили, какая дополнительная поддержка необходима для непрерывности научной карьеры молодых женщин-исследователей.
Есть предложения и от субъектов, что для нас особенно важно как для палаты регионов. Например, на Всероссийской открытой академии «Территория женского счастья» в Уфе мы обсудили продвижение талантливых девушек — победительниц олимпиад. Сейчас совместно с профильными ведомствами работаем над законодательным решением. Считаю интересным предложение о возможной поддержке значимых проектов молодых женщин-учёных в течение пяти лет после защиты диссертации в форме грантов или других механизмов.
- Кто ещё сегодня подаёт идеи для новых законов в сфере науки?
- Наши ключевые партнеры — это Российская академия наук, Российский союз ректоров, профильные министерства и госкорпорации. Но главным образом — я бы хотела это отдельно отметить — мы находимся в активном диалоге с теми, кому адресованы принимаемые инициативы и решения: академиками и профессорами РАН, молодыми учёными и представителями студенческих научных сообществ и, конечно, с регионами Российской Федерации.
- А кто главный союзник России в продвижении научных идей на мировом уровне?
- В этом году VIII Форум регионов России и Беларуси прошёл под девизом «Научно-техническое сотрудничество России и Беларуси в эпоху цифровизации». В числе главных направлений сотрудничества было определено объединение усилий в борьбе с COVID-19, создание единой стратегии вирусологии России и Беларуси, развитие единой исследовательской инфраструктуры Союзного государства России и Белоруссии для фундаментальных и прикладных исследований, в том числе на базе установок класса «Мегасайенс». В целом по итогам работы форума приняли рекомендации, нацеленные на дальнейшее развитие российско-белорусского научно-технического сотрудничества в сфере науки и образования, включая цифровые технологии.
- Какими научными открытиями лично вам запомнится 2021 год?
- Год был ознаменован целым рядом знаковых событий. Например, на озере Байкал запустили крупнейший в Северном полушарии глубоководный нейтринный телескоп. Это уникальная установка, которая поможет в исследованиях Вселенной и создании новой астрономии и астрофизики.
Также в этом году ввели в эксплуатацию новейшую термоядерную установку «Токамак». Это первая за последние 20 лет новая термоядерная установка, построенная в России. Она позволит получить фактически неиссякаемый и экологически безопасный источник энергии. По техническим параметрам установка не имеет аналогов в мире.
Нельзя не упомянуть и об открытии карбоновых полигонов, что стало отправной точкой в создании национальной системы мониторинга углеродного баланса, а также о спуске на воду инновационного научно-исследовательского беспилотного судна «Пионер-М», на котором впервые в России применят технологию безэкипажного судовождения.
И это лишь несколько примеров. Также появились перспективные проекты в разных научных областях — прикладной математике, биологии, физике, геофизике, археологии, изучении ресурсов Мирового океана. Безусловно, мы живем в очень интересное время.
- Год науки завершился, но работа по поддержке науки продолжится. Какие законы ожидаются в этой сфере?
- С 1 сентября 2021 года вступили в силу поправки в закон об образовании, направленные на совершенствование подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре. Сейчас идёт работа над двумя правительственными законопроектами. Первый вносит изменения в закон о науке и предоставляет регионам право финансовой поддержки федеральных научных организаций и федеральных вузов.
Второй законопроект уточняет правила формирования и ведения единой государственной информационной системы учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения, а также создания единого реестра конечных получателей средств государственной поддержки инновационной деятельности.
Рассчитываем на принятие указанных законов в предстоящую весеннюю сессию.