Войти в почту

Европа спорит из-за «рейсов-призраков»

Несколько стран ЕС потребовали внести изменения в правила, вынуждающие авиакомпании отправлять ради сохранения слотов на полеты пустые или полупустые самолеты, сообщила Financial Times. Этой зимой авиаперевозчики обязаны использовать не менее половины своих слотов. До пандемии этот показатель составлял 80%.

Европа спорит из-за «рейсов-призраков»
© BFM.RU

На фоне распространения «омикрона» авиаперевозчики и страны опасаются, что не смогут осуществить и нынешних 50%. А если авиакомпания не может выполнить норму полетов, она теряет данный маршрут. Однако комиссар ЕС по транспорту Адина Валеан считает, что необходимости снижать минимальный порог нет. Кто прав в этом споре? Комментирует генеральный директор консалтинговой компании «Инфомост» Борис Рыбак:

— Это такой выстрел в сторону того, чтобы иметь возможность сохранять права на рейсы в случае массовых отмен. Большим авиакомпаниям не хочется терять свои слоты, с другой стороны, логика тех, кто отвечает из Брюсселя, тоже понятная. Перевозки останавливаются, и так просто закреплять за историческими владельцами слоты несправедливо. Когда жизнь была нормальная, это было предметом яростных обсуждений, потому что национальные перевозчики исторически обладали в центральных европейских аэропортах преимущественными правами, и новые авиакомпании, в том числе лоукостеры, никак не могли получить эти права. То есть идет борьба за перераспределение слотов авиакомпаний в разной степени в зависимости от международных рейсов, которые максимально пострадали во время пандемии и продолжают страдать. То есть те, у кого есть приличный внутренний рынок, чувствуют себя лучше, те, кто завязан 100% на международные перевозки, чувствует себя хуже.

— Если эти слоты сократить, вернуть их потом будет невозможно?

— Сложно, на грани невозможного. Поэтому за них зубами и когтями все держатся, чтобы никто не отобрал.

В конце декабря глава авиакомпании Lufthansa Карстен Шпор в интервью немецким СМИ рассказал о необходимости выполнить 18 тысяч «ненужных рейсов» в 2022 году только для того, чтобы сохранить за собой слоты с правом на взлет и посадку. Шпор отметил, что в разных частях мира правила для авиакомпаний изменили, чтобы не наносить вред окружающей среде, однако в Европе к этому не готовы.