Маркетологический феномен «Маленького принца»
В Париже сегодня, 17 февраля, открывается выставка, на которой впервые покажут рукопись «Маленького принца» и неизданные рисунки к известной аллегорической повести. Вместе с тем чуть ли не ежегодно особые издания этой книги Экзюпери и его рисунки выставляют на аукционы.
В Музее декоративного искусства, который является подразделением Лувра, представят более 600 экспонатов. Впервые удалось собрать столько всего, связанного с этим произведением, говорят наследники писателя, эссеиста и профессионального летчика. Оригинальная рукопись «Маленького принца» хранилась в библиотеке в Нью-Йорке, до сих пор ее не представляли французской публике. Ожиданиями делится журналист из Парижа Анастасия Кириленко:
Анастасия Кириленко журналист из Парижа «Парижане ждали этого события, за три недели это анонсировалось в СМИ. Я, скорее всего, пойду, но в первую очередь меня привлекает сам Музей декоративного искусства: он примыкает к Лувру. Это интересный музей, он очень популярен, может быть, второй по значимости после Лувра. Для французов такое событие происходит впервые, потому что права на рукопись принадлежат музею в Нью-Йорке, так как «Маленький принц» создавался в годы Второй мировой войны и Антуан де Сент-Экзюпери уезжал на какое-то время в США. Там он ее написал и оставил, потомки его проживают там, хотя он вернулся участвовать в войне за Францию и в 1944 году пропал без вести».
«Маленький принц» — литературный феномен, количество экземпляров этой книги во всем мире составляет 200 млн. Каждый год издают по 5 млн экземпляров. По количеству переводов повесть находится на втором месте после Библии.
Рисунки Экзюпери выставляются на аукционах за внушительные суммы. Например, в 2017 году две акварели ушли с молотка за более чем 500 тысяч евро. Но у такой популярности «Маленького принца» и его автора есть и обратная сторона: всевозможную брендированную продукцию по мотивам книги делают по поводу и без. Условную чашку с принцем и Лисом или блокнот с цитатами про любовь к Розе на обложке можно найти в любом книжном магазине. В чем феномен этого произведения и такой его предрасположенности к мерчу? Говорит литературный критик, заместитель ответственного редактора отдела Ex libris «Независимой газеты» Андрей Щербак-Жуков:
Андрей Щербак-Жуков литературный критик, заместитель ответственного редактора отдела Ex libris «Независимой газеты» «Каждого персонажа хочется писать с большой буквы, потому что это не просто персонаж, а воплощение целого направления, целого какого-то архетипа, поэтому он — для всех поколений, для всех возрастов, для всех национальностей. Что касается всего, что сейчас молодежь называет мерч, тут опять же постарался сам Экзюпери — тем, что он нарисовал такие простые, при этом очень обаятельные иллюстрации к своей книге: и мальчик, и Лис, шляпа, которая оказывается удавом, съевшим слона. Откуда это пришло обычному летчику в единственной его книге, причем достаточно молодому человеку, что это вот неожиданно будет актуально не только в его время, но и через десять лет, через 20 лет и через 50 лет? То есть он сам подготовил, просто бери эти картинки и печатай на магнитиках или делай раскраску. Он просится на то, что называется мерч. Как он до этого догадался? Это признак гениальности».
Кстати, Экзюпери начал работать над «Маленьким принцем» во время депрессии. Критики изначально встретили книгу прохладно, да и первые читатели не особо ею прониклись.