Росавиация начнет контролировать цены на авиабилеты. Она потребовала от авиакомпаний ежемесячно отчитываться о средней их стоимости в экономклассе на внутренних направлениях. Речь идет об авиабилетах в Симферополь, Сочи, Анапу, Благовещенск, Улан-Удэ, Читу, Петропавловск-Камчатский, Магадан, Владивосток, Якутск, Южно-Сахалинск, Хабаровск и Анадырь и Калининград. Это следует из писем руководства Федерального агентства, пишет газета «Известия».
По данным газеты, введению дополнительного контроля могли послужить жалобы граждан на увеличение стоимости авиабилетов и рост цен к лету. Также новые проверки могут стать инструментом «ручного управления» рынком.
Большинство маршрутов из приведенного списка субсидируются, поэтому именно их коснулся контроль, но как это будут делать, непонятно. Говорит авиаэксперт, главный редактор портала FrequentFlyers.ru Илья Шатилин:
Илья Шатилин авиаэксперт, главный редактор портала FrequentFlyers.ru «Во-первых, это направления, по ним есть субсидия для льготных категорий граждан, они социально значимые, причина, собственно, в этом. Перевозчики должны отчитываться о стоимости. При этом нет каких-то механизмов наказания перевозчиков, и не понятно, что будет происходить, если цены чиновников не устроят. Что потом будет, ФАС будет в этом как-то участвовать, искать какие-то признаки сговора, не понятно. Цены вообще регулируются рынком, если спрос большой, соответственно, цены растут. Если пассажиров не устраивает цена, то они не покупают билеты, соответственно, система бронирования снижает цену. Вот сейчас все действительно обеспокоены тем, что авиакомпании будут переставлять емкость имеющуюся на международные направления, которые будут открываться, соответственно, нынешний избыток предложения для внутренних направлений, который мы видели в 2020 и 2021 годах, будет исчезать, и, соответственно, это будет приводить к повышению цен просто потому, что будет снижаться объем предложения. Будет ли при этом снижаться объем спроса, не понятно, потому что откроется Европа и ближайшее зарубежье, и, естественно, люди поедут туда, а не в Анапу, которая останется местом весьма специфическим для невыездных, для людей, которые могут путешествовать только по России».
По данным ФАС, в прошлом году стоимость билетов на рейсы на 1000 километров могла составлять более 5,5 тысячи рублей. Это почти на 700 рублей дороже, чем в 2020 году и на 50 в 2019-м. Цена перелетов на расстояние до трех тысяч километров в 2021 году достигала 10 тысяч, что на 500 рублей выше, чем в 2020-м, но на 70 рублей ниже, чем в 2019-м.
Представитель пресс-службы Aviasales Светлана Лихачева говорит, что цены сильно не изменились:
Светлана Лихачева представитель пресс-службы Aviasales «По данным Aviasales, по сравнению с прошлым годом средний чек вырос только на рейсах в Петропавловск-Камчатский на 12%, или до 23 тысяч рублей. Причем на направление из этого города цена снизилась на 5%. Билеты в течение всего года стоят примерно одинаково, например, билеты в тот же Петропавловск-Камчатский из Москвы стоят от 21 тысячи рублей. В высокий сезон, июль-август, билеты стоят дороже, по этому направлению от 27 тысяч рублей туда-обратно. И мы видим аналогичную тенденцию по другим направлениям».
Сервис Tutu.ru проанализировал данные об уже купленных билетах с февраля по август. Средний чек по указанным направлениям вырос на 11-15% год к году, пишут «Известия».