Обновлено в 20:56
Власти Евросоюза полностью запретили поставки и лизинг самолетов, вертолетов, другой авиатехники и запчастей для нее в Россию. Страхование и техобслуживание тоже запрещено. 322 лайнера Airbus обеспечивали 40% пассажиропотока авиации в стране.
Утвержден наиболее жесткий пакет ограничений. Он действует не только на новые, но и на уже заключенные контракты. Борта, которые находятся в лизинге, нужно вернуть в ЕС в течение месяца, это означает, что невозможно будет полноценно эксплуатировать все воздушные судна Airbus. По словам экспертов, из-за запрета поставок запчастей, техобслуживания и страхования российские авиакомпании не смогут использовать даже те самолеты, которые находятся у них в собственности. Единственное, что разрешено европейским компаниям, — это предполетный осмотр самолетов. Последствия ограничений будут разрушительными не только для России, но и для ЕС, считает главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров:
Роман Гусаров главный редактор портала Avia.ru «Действительно, у нас в стране, наверное, порядка 800 магистральных самолетов западного производства, чуть больше половины из них — это самолеты европейского производства Airbus. Возврат 800 самолетов на мировой рынок вторичных и самолетов относительно новых, молодых — это обрушение всего вторичного рынка, потому что сейчас и так в пандемию самолетов избыток, а тут еще появится куча лизингодателей, у которых стоит, ржавеет самолет, практически новый и денег им не приносит, одни убытки, и надо побыстрее его куда-то кому-то впихнуть подешевке. Это еще и обрушит продажи новых самолетов — и Boeing, и Airbus, потому что нет смысла приобретать новый самолет задорого, если есть задешево почти новый самолет на вторичном рынке, такой же точно. Что касается нас, на какой-то период краткосрочный это будет большая, огромная проблема, дело в том, что не на чем будет летать, ведь мы говорим о магистральном парке воздушных судов. Эти 800 самолетов перевозят 90% пассажиров в нашей стране. Один из выходов будет — привлечь в наше воздушное пространство авиакомпании сопредельных государств: Казахстана, Белоруссии — «Белавиа», да того же Китая. Это позволит хотя бы в переходный период решить вопрос авиасообщения. Ну, или новый самолет может поменять и владельца, то есть принадлежит это, допустим, европейской лизинговой компании, может стать азиатским. Конечная задача у нас уже обозначена, это импортозамещение, для этого и создается отечественный самолет МС-21. К сожалению, не хватило нам какого-то количества лет, чтобы развернуть его серийное производство и действительно в какой-то степени обеспечить наши авиакомпании собственной авиатехникой, и пока мы этого не сделаем, мы будем крайне зависимы от любых телодвижений политиков на Западе. Выйти на серию 70 самолетов в год — сколько нужно, чтобы произвести 700 самолетов? Десять лет».
По словам экспертов, даже если получится сохранить старые контракты, лизингодатели все равно отзовут свои борта. Без техобслуживания самолеты резко теряют в стоимости, когда срок лизинга заканчивается. Россия в любом случае вряд ли вернет технику, утверждает главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов:
— Парк самолетов преимущественно состоит из самолетов иностранного производства. Самолеты российского производства, которые используются, в них также достаточно большое количество иностранных комплектующих.
— Какова доля лизинговых самолетов?
— Абсолютное большинство.
— Запрет на лизинг.
— Юридически он означает отзыв самолетов, но я не очень представляю себе, что мы в реальности возьмем и отдадим всю гражданскую авиацию, то есть, вероятно, будут ответные меры жесткого характера, которые будут направлены на сохранение, по крайней мере, внутреннего сообщения. Это будет котироваться как действия в условиях форс-мажора. Безусловно, оценки по разные стороны баррикад будут разниться. Мы не находимся ни в правовом, ни в экономическом поле, мы находимся в поле политических решений, сократятся, очевидно, в первую очередь направления за рубеж, дальше, по мере того как быстро будет решен вопрос с нахождением альтернатив поставки запчастей, соответственно, из этого и будет исходить планирование расписания.
Участники рынка ожидают, что аналогичные ограничения вслед за ЕС примут в США, иначе у Boeing было бы серьезное преимущество. В таком случае российский рынок вряд ли справится с импортозамещением, заявил «Подъему» член комитета Госдумы по промышленности и торговле Сергей Пантелеев. По его словам, Россия десятилетиями не может наладить производство некоторых марок отечественных самолетов.
Литва закрывает небо с завтрашнего дня. Пока, по данным FlightRadar, самолеты из Москвы в Калининград летают через ее воздушное пространство. С завтрашнего дня продолжительность этого перелета увеличится вдвое. Лететь придется через Балтийское море и Ленинградскую область, заявил в видеообращении губернатор Калининградской области Антон Алиханов. По его словам, власти не допустят блокады региона-анклава:
Антон Алиханов губернатор Калининградской области «Сразу хочу всех успокоить, у нас есть маршрут, он используется по международным водам, через Балтийское море. Да, дорога, например, до Москвы станет на час дольше, но это возможно, и все авиакомпании к этому подготовлены и будут пользоваться этим маршрутом. Что касается транзита, то наши таможенники, пограничники работают в обычном режиме, никаких вопросов и нареканий к ним нет. Были и пока остаются еще сложности у наших перевозчиков на границе Литва — Беларусь. Но здесь мы тоже вместе с федеральными коллегами отработали, поставили этот вопрос, и сейчас белорусские власти принимают дополнительные меры для того, чтобы именно нашим калининградским перевозчикам, российским перевозчикам ускорить и облегчить режим прохождения границы, чтобы мы могли не стоять сутками, наши ребята, на этих пунктах пропуска».
Накануне Швеция и Финляндия закрыли свое небо для самолета с Володиным и другими депутатами, которые летели в Москву после официального визита на Кубу и в Никарагуа. Маршрут был согласован заранее, но европейские страны отказались пускать борт. Как сам Володин рассказал в своем телеграм-канале, это случилось, когда борт должен был зайти в воздушное пространство Швеции.
Командир принял решение облетать зону запрета, уходя на север. Топлива хватило, так как дозаправились на Кубе. В итоге время в пути увеличилось на 2,5 часа. Весь полет занял более 17 часов.