Airbus и Boeing махнули пассажирам крылом

Минтранс в условиях принятых в отношении России санкций предложило удерживать на территории нашей страны иностранные самолеты, используемые по договорам лизинга, и платить за их пользование в рублях. Соответствующий проект постановления кабмина размещен на портале проектов нормативных правовых актов. Кроме того, министерство считает нужным продлить на шесть месяцев сертификаты летной годности зарегистрированных в России иностранных пассажирских самолетов. Эксперты и парламентарии, к которым обратилась за разъяснениями «Парламентская газета», считают, что предложенные меры позволят снизить давление санкций на работу гражданской авиации. В то же время свое крыло для решения проблем с замещением зарубежной продукции вполне ожидаемо может подставить отечественный авиапром, уже сейчас готовый к массовому выпуску среднемагистральных лайнеров.

Airbus и Boeing махнули пассажирам крылом
© Парламентская газета

Они ушли и вернуться не обещали

Евросоюз в конце февраля своими санкциями запретил продавать российским авиакомпаниям самолеты, запчасти и оборудование. Помимо этого, накладывается ограничение на оказание любых страховых или перестраховочных услуг в отношении европейских самолетов в России, а также на ремонт, модификацию, устранение дефектов на них. Санкции предписывают завершение поставок европейских лайнеров в нашу страну до 28 марта по контрактам, заключенным до 26 февраля.

В ЕС считают, что рестрикции больно ударят по одному из ключевых секторов российской экономики, поскольку три четверти коммерческого воздушного флота нашей страны построено в Европе, США и Канаде. Сегодня российские перевозчики эксплуатируют около 980 пассажирских лайнеров, 531 самолет взят в лизинг у иностранных компаний, сообщают «Известия». Эти машины из-за санкций Евросоюза должны быть возвращены, однако лизингодатели сегодня всячески затягивают процесс, потому что им это невыгодно.

Ведь если вернуть лайнеры, то, помимо крупной неустойки, которую придется европейским компаниям заплатить за нарушение контракта, им придется еще и смириться с более серьезными потерями, пояснил «Парламентской газете» главный редактор портала Avia.ru, эксперт комитета Госдумы по транспорту Роман Гусаров.

По его словам, перепродать борты с ходу не получится, потому что из-за пандемии объем авиаперевозок в мире существенно сократился, но если европейские компании и реализуют впоследствии сотни лайнеров, то только по бросовым ценам. А это, в свою очередь, ударит по всей мировой авиастроительной отрасли, поскольку производство новой техники серьезно снизится.

С другой стороны, возврат сотен пассажирских самолетов из России в текущих обстоятельствах крайне затруднителен, считает зампредседателя Комитета Госдумы по экономической политике Артем Кирьянов. Есть ряд юридико-технических моментов, которые не позволяют это сделать, подчеркнул он.

Как уберечь самолеты от арестов

Как сообщается на сайте Росавиации, иностранные государства, поддержавшие санкции ЕС, помимо запрета использования воздушного пространства, сегодня вводят дополнительные ограничения, «которые выражаются в арестах или задержаниях воздушных судов российских авиакомпаний, зарегистрированных в иностранных государствах и принадлежащих иностранным лизингодателям». В этой связи агентство не рекомендует таким самолетам перевозить пассажиров и грузы из стран и в страны, поддержавшие санкции. 

Минтранс в проекте постановления кабмина предлагает следующее: при расторжении договора лизинга по требованию лизингодателя, в том числе при поступлении требования о досрочном возврате иностранного воздушного судна или авиадвигателя, арендатор может вернуть его на основании решения Правительственной комиссии по импортозамещению. 

Если комиссия не приняла решение о возврате иностранного самолета или авиадвигателя, предлагается разрешить его использование до окончания срока действия договора лизинга. При этом предполагается оплачивать аренду иностранного самолета в 2022 году в рублях. Такой порядок планируется применять к договорам, заключенным до 24 февраля 2022 года.

Для скорого решения проблемы Минтранс в проекте постановления предлагает сократить срок госрегистрации прав на воздушные суда в России с месяца до 10 дней. Такое техническое упрощение процедуры, по мнению Артема Кирьянова, поможет в ускоренном темпе защитить российские самолеты от ареста по требованию иностранных держателей реестров.

«Их нужно как можно быстрее выводить в российскую юрисдикцию, — считает депутат. — И в этом смысле предлагаемая мера крайне своевременна. Если мы какие-то вещи сделаем оперативно, то у наших пассажиров будет гораздо меньше рисков по перелетам. Ведь воздушным судам, зарегистрированным в отечественном реестре, ничто не угрожает».

Минтранс в документе, кроме того, предлагает продлить на шесть месяцев сертификаты летной годности зарегистрированных в России иностранных самолетов, срок действия которых истек после 1 марта.

Мера, по словам Романа Гусарова, снимает некоторые бюрократические процедурные вопросы. «Все сертификаты выдаются на определенный срок. И если срок их действия закончился, то он будет автоматически продлен до сентября. То есть авиакомпаниям не нужно будет заниматься документальным их подтверждением», — пояснил он.

В то же время, по словам эксперта, на безопасности полетов мера никак не скажется. «Сертификат летной годности соответствует, если так по-простому, техосмотру автомобиля. Кто-то проходил его раз в два года, какие-то машины — раз в год, а иные — раз в полгода. У воздушных судов такая же система. Сертификат летной годности имеет срок действия, и сейчас он продлевается. Но это ни в коем случае не снимает обязанности с авиакомпаний эксплуатировать самолеты с соблюдением всех сертификационных требований поддержания летной годности», — отметил эксперт.

Когда появятся свои крылья

Санкции предполагают не только запрет на продажу лайнеров в Россию, но и ограничение на поставки комплектующих и запчастей, без которых наши авиакомпании смогут продержаться некоторое время благодаря имеющимся запасам. Поэтому все разговоры о возможном выкупе авиалайнеров у лизинговых компаний имеет смысл вести только при решении вопроса с запчастями, уверен Роман Гусаров.

«Запчасти — это ключевой момент, который и даст нам понимание о дальнейшей перспективе использования парка зарубежной авиатехники», — сказал он.

А если принципиально, то устранить проблему можно за счет возрождения отечественного авиапрома, который был застигнут текущей ситуацией на этапе развертывания производства серийных образцов пассажирских самолетов. Сейчас российские авиакомпании используют в коммерческих авиаперевозках около 130 российских Superjet 100, но если исключить крылатую продукцию Boeing и Airbus, то для удовлетворения потребностей гражданской авиации в ближайшие годы необходимо будет построить 800 среднемагистральных лайнеров.

«Серийное производство узкофюзеляжного МС-21 стартует в этом году, планируют построить восемь самолетов. В течении 4-5 лет можно выйти на запланированные объемы серийного производства — порядка 70 бортов в год», — отметил Роман Гусаров.

Что касается Superjet, то серийное производство уже развернуто, оно позволяет выпускать около 40 самолетов в год. Однако есть проблема: при изготовлении лайнера используется множество импортных комплектующих. Поэтому нужно создать полностью «импортозамещенную» модель, над которой работы уже ведутся, напомнил эксперт. Задержка в разработках, по его словам, может произойти из-за двигателя, для сертификации которого понадобится еще года два. То есть Superjet, полностью состоящий из отечественных деталей, наша страна, по его расчетам, может получить не раньше 2024 года.

При этом текущие вызовы, по мнению Артема Кирьянова, должны не ослабить, а, напротив, укрепить российскую авиастроительную индустрию. Парламентарий убежден, что с этими вызовами она справится.