Войти в почту

Почему молчат туроператоры?

В среде турагентов звучат предложения жаловаться на туроператоров выездного туризма в Ростуризм и обращаться в суды, так как клиентам не возвращают денег за несостоявшиеся туры, отказываются переносить их на другие направления либо предлагают невыгодные условия. Создается впечатление, что туроператоры испортились, – совершенно утратили лояльность. Однако, как утверждают эксперты, крупные игроки тем самым спасают себя и рынок, включая недовольных агентов.

Почему молчат туроператоры?
© TourDom

Турагенты используют все доступные площадки, чтобы донести критику до туроператоров. «Мы аннулировали тур в Турцию на май, но не можем сделать бронь на Сочи. Почему? Ни денег, ни переброни, это что... Кидалово?» – возмущена одна из подписчиц телеграм-канала «Крыша ТурДома». «Мексика – аннулировали. Что взамен? Ничего хорошего. Перенос по цене сайта по курсу на сегодня! Кто как? Люди вносили по 72, теперь их 4000 долларов стали 2000?» – задается вопросом другая участница. Подобные жалобы можно найти в любой профессиональной группе в соцсетях.

Агентства уверены, что все риски должны взять на себя поставщики, а не туристы. Еще одна претензия: ответов от туроператоров на запрос о возврате денег или переносе тура вообще нет либо они формальные: «Рейсы не состоялись. Альтернативы ждите». И так как предложить клиентам нечего, турагенты делают вывод: придется обращаться в суд. Такого же мнения придерживаются и некоторые отраслевые юристы. «Если позиция туроператоров по переносам не изменится, судов не избежать. Кроме того, в этот раз туроператорам люди не поверят. По количеству обращений туристов за последние 3 недели мне это прям очевидно», – написал в своем телеграм-канале Игорь Косицын. Градус протестных настроений в рознице повышается, надежды на справедливость связывают с Ростуризмом, ожидая от него карательных мер в отношении туроператоров.

Эксперты «с другой стороны баррикад» предлагают посмотреть на ситуацию объективно. Положение туроператоров выездного туризма значительно хуже, чем во время пандемии, не все компании сумели вернуть деньги за туры, аннулированные в 2020 году, средства на них брали из оборотных средств. Новая резкая остановка бизнеса ударила по экономике всех без исключения игроков. «Почему же наши агентства не видят дальше своего носа?» – удивляется собеседник TourDom.ru из туроператорской среды. Эксперт уверен: сейчас российскому бизнесу нужна консолидация, взаимная поддержка. Комментатор из крупной туроператорской компании, имеющей корни в Турции, подтверждает: «Ситуация очень сложная. В пандемию иностранные партнеры и отели вели себя иначе: они тоже были ограничены. Сейчас, когда речь идет о последствиях санкций против России, отношение другое. Отели и DMC считают, что раз их направление открыто и туристы могут прилететь рейсами иностранных компаний, оснований менять условия контракта нет. Они выставляют туроператорам штрафы, а о возврате депозитов речи вообще нет».

Что касается переноса несостоявшихся зарубежных туров на Россию, то сделать это, помимо отсутствия средств, мешает специфика внутреннего рынка и менталитет отельеров. «Нам подтверждают номера, когда видят, что спрос небольшой. Но как только объем бронирований растет, нет никаких гарантий, что квоты останутся за нами и по тем же ценам. Как нам обеспечить выполнение обязательств перед туристами?» – объяснил ситуацию топ-менеджер одной из компаний. Он уверен: туроператорам нужно время, чтобы сориентироваться и понять, как действовать. Поставщики очень рассчитывают, что при поддержке Ростуризма смогут получить компенсации за эвакуационные рейсы и вынужденное проживание туристов от правительства России. Это один из возможных позитивных факторов. Но также многое зависит от внешнего политического фона, жесткости санкций иностранных государств в сфере авиации, позиции лизингодателей, а также установок со стороны авиаведомств РФ. Если Росавиация установит жесткие квоты на выезд, это ввергнет турбизнес в депрессию с самыми плачевными последствиями. Если же авиакомпаниям разрешат летать на курорты, прежде всего турецкие, турбизнес получит шанс на выживание.