«Малая Третьяковка» Кисловодска
В центре курортного Кисловодска есть место, где, открыв калитку и переступив порог, словно оказываешься в XIX веке. В «Белой вилле» жил живописец, портретист и член Товарищества Передвижников Николай Ярошенко с женой Марией. Сегодня же здесь мемориальный музей-усадьба художника, в народе — «Малая Третьяковская галерея», отметивший 11 марта 60-летие со дня открытия.
Знаменитости и чай под липой
На улице Ярошенко, 1 расположены три выставочных здания: «Белая вилла», где представлены работы самого художника, флигель № 1 с экспозицией работ передвижников и флигель № 2 со сменными выставками из архивов музея. На территории усадьбы есть и сад площадью почти два гектара, выходящий к Свято-Никольскому собору и могиле супругов, а также в Кисловодский парк.
«Белая вилла» в конце XIX века была неформальным культурным центром Кисловодска. В разное время там бывали Репин и Куинджи, Нестеров и Дубовской, Васнецов и Касаткин, а также Менделеев, Чертков, Станиславский, Рахманинов и Шаляпин. В XX веке — Леонид Брежнев и режиссер Станислав Говорухин, который более 20 лет был председателем попечительского совета музея.
— Он привозил сюда Иосифа Кобзона, и тот посадил здесь дерево. Теперь мы дружим с их вдовами. На днях «Белую виллу» посетила Нелли Кобзон, — рассказывает экскурсовод Ирина Гордиенко, гуляя по тихому дворику. — Времена меняются, а усадьба по-прежнему манит великих современников. Часто гости приходят сюда, чтобы просто погулять по обворожительному саду, где цветут кустарники. Туристы заходят, чтобы полюбоваться видом, открывающимся с высокого обрыва на русло реки Ольховки, посидеть в тени вековых лип и дубов. Кстати, на территории сада растет липа, которую посадила супруга художника Мария Ярошенко более ста лет назад. В один из своих последних приездов Станислав Говорухин сказал: «Пройдет и сто, и двести лет, и под этой липой будут также собираться люди, пить чай. Может быть, и нас вспомнят добрым словом».
— Сами хозяева очень любили свою кисловодскую дачу, — продолжает экскурсовод. — Так получилось, что супруги закончили здесь свой жизненный путь: Николай в 1898 году, Мария в 1915 году. Похоронены они в одной могиле в ограде Свято-Никольского собора, через дорогу от усадьбы. После смерти Марии Павловны ее душеприказчик, художник Михаил Нестеров, близкий друг семьи Ярошенко, по составленному в 1914 году завещанию отвез сто лучших работ на родину художника — в Полтаву. Усадьбу предполагалось продать, на вырученные деньги построить в Кисловодске училище для мальчиков и девочек, учредить в Московском училище живописи, ваяния и зодчества стипендию имени Ярошенко, а часть денег передать Петербургскому обществу борьбы с бугорчаткой, как тогда называли туберкулез горла, которым Николай Ярошенко болел с детства.
Нестеров нашел покупателей, но те заплатили лишь часть суммы и принялись хозяйничать. Ради спасения усадьбы друг семьи обратился за помощью к Надежде Крупской. Позже Нестеров вспоминал: «Через какое-то время я получил письмо из Кисловодска, в котором мне сообщили, что по распоряжению В. Ленина, который, как и Крупская, ценил Ярошенко, на его могиле было устроено траурное торжество». Тогда же в честь знаменитого передвижника назвали и улицу, на которой стоит «Белая вилла», а вскоре в ней открыли первый музей, разоренный в годы гражданской войны.
Весной 1920 года, когда Кисловодск освободили от белогвардейцев, началось курортное строительство. Усадьбу Ярошенко использовали как коммунальное жилье для персонала санатория, открытого в бывшем пансионе Ганешина, а затем кардиологической клиники.
Босоногие хористы и Шат-гора
Возрождение «Белой виллы» случилось после Великой Отечественной войны. В 1948 году власти объявили о создании дома-музея, и началось восстановление усадьбы, ремонт и поиск картин, эскизов, рисунков и личных вещей художника. Открытие была в 1962 году, первыми экспонатами стали канделябры, рояль, мольберт, шкатулка-этюдник, семейные фотографии, бюст Чайковского из кабинета Ярошенко, этюды «Эльбрус» и «Бештау».
Сегодня коллекция — самое крупное собрание произведений Николая Ярошенко, около ста подлинных живописных и графических работ. В музее также можно увидеть работы Ивана Крамского, Архипа Куинджи, Алексея Саврасова, Павла Брюллова, Апполинария Васнецова, Николая Дубовского, Константина Коровина, Михаила Нестерова, Алексея Степанова и других. Но наиболее любимы гостями все же картины самого Ярошенко, уточняет экскурсовод.
— Работа, перед которой часто любят останавливаться посетители музея и долго разглядывать всех ее героев, — «Хор» 1894 года. Картина написана летом в дачной усадьбе Ярошенко. На ней — юные жители Кисловодской слободы, босоногие мальчишки, по лицам которых можно прочесть их характер. Один из героев в 1963 году вспоминал, как художник приглашал маленьких горожан к себе в сад, угощал душистым чаем, грушами, а потом заботливо выстраивал всех возле сторожки. Этот портрет с наивно-добрыми лицами мальчишек стал одним из любимых для многих поколений посетителей музея, — объясняет экскурсовод Ирина Гордиенко, находясь в зале, где воссоздана атмосфера дней жизни и творчества Ярошенко.
Многие, побывав в музее, впервые открывают для себя Ярошенко-пейзажиста, продолжает экскурсовод. Художника так вдохновляла природа Кавказа, местных курортов, что здесь он раскрылся в новом направлении, получив от критиков прозвище «портретиста гор». Над первыми пейзажами Ярошенко работал еще во время свадебного путешествия.
— Величественная, порой суровая природа, снеговые вершины, озаренные солнцем, помогли Ярошенко в 1880 годах написать известные картины «Шат-гора», «Тучи в горах», «Бештау» и другие. Все они представлены в музее.
Творческие субботы и свадьбы во дворе
В главном здании музея сохранились предметы, принадлежавшие семье Ярошенко. В залах представлены мольберт, стул, стол, за которым работал художник, раздвижной столик для рукоделия его супруги и рояль. Дыхание того времени можно прочувствовать и благодаря традиции супругов, которую возродили сотрудники музея.
— "Ярошенковские субботы" — творческие встречи художников, писателей, врачей, военных, артистов и музыкантов. Супруги Ярошенко с заботой относились к молодым людям — если замечали в юной особе талант, то обязательно приглашали на «Ярошенковские субботы», чтобы ее заметили в высоком обществе и помогли развить эти способности.
В наши дни на «Ярошенковские субботы», уверяет экскурсовод, собираются артисты, творческая интеллигенция, чтобы поговорить об искусстве, послушать любимые произведения и просто окунуться в мир культуры.
В музей часто заглядывают и романтики. Мария Павловна была единственной спутницей и главной музой художника.
— Она тоже умела писать картины, но после замужества не брала кисти в руки, говорила, что в семье должен быть один художник. Свою любовь к супругу она хранила и после его смерти, оберегая картины для потомков. Сегодня молодожены Кисловодска приходят к нам в музей, чтобы в романтической атмосфере устроить главную фотосессию в их жизни. Особенно влюбленные любят проводить во дворе старинной усадьбы в теплые времена года незабываемые выездные регистрации брака.