Тема доплат за замену перелета в составе ранее проданных туров в Турцию активно обсуждается турагентами и туристами. Отвечая на вопрос «Турция или Россия летом-2022?», большинство пользователей телеграм-канала «Крыша ТурДома» (52% из более 5 тыс. участников опроса) выбирают Турцию. Однако в комментариях многие из них эмоционально реагируют на изменение цен на туры.
«Знал бы, что доплата за пересадку на рейс Turkish Airlines составит 250 евро, не голосовал бы», – пишет один из туристов. Другой пользователь отмечает, что ему придется внести больше половины суммы, которую он заплатил при раннем бронировании: «Доплата за рейс на “Турецких авиалиниях” составит 1276 евро за троих человек при стоимости тура 2000 евро».
В редакцию TourDom.ru с вопросами обращаются турагенты. Один из них перебронировал тур с заменой чартера AZUR air на регулярный рейс Turkish Airlines. По словам специалиста, на сайте туроператора была указана доплата в 100 евро на человека, а после подтверждения заявки она выросла до 276. Как пояснили редакции в ANEX Tour, доплата отображалась неверно из-за технического сбоя, однако при перерасчете учитывалась верная сумма. Сейчас проблема устранена и в личном кабинете агенты могут сразу увидеть корректную стоимость.
Участники обсуждения в телеграм-канале отмечают, что, если не согласиться на условия переноса средств, придется оставить деньги на депозите или неизвестно сколько дожидаться возврата. Туристы, имеющие финансовую возможность, предпочитают все-таки доплатить и воспользоваться туром, чем замораживать деньги, это получается выгодней, учитывая подросшие цены и назревшую потребность в отдыхе.
Тем более что альтернативу курортам Турции – Анталье, Бодруму, Даламану – найти сложно, пишут участники обсуждения. «На побережье Черного моря в России тоже дорого. Причем выходить на пляж с банковской картой или наличными, чтобы каждый раз оплачивать лежак или поход в туалет, нет желания», – пишут участники обсуждения.
Туроператоры предпочитают не комментировать изменения в ценах – во время пандемии все без исключения поставщики перешли на режим информирования партнеров и туристов. Этого же стиля они придерживаются сейчас, что, очевидно, тактически правильно: экономит эмоции, но стратегически опасно. Такое формальное отношение туристы трактуют как отсутствие клиентоориентированности, и это режет повторные продажи. Сильно напрягаются турагентства, которые не чувствуют партнерское плечо в самые тяжелые кризисные периоды. Комментируя тему в кулуарах, туроператоры разводят руками – кто поможет им? По экспертным оценкам, крупные компании потеряли более 65 млрд руб., и это не конец. Туроператоры жалуются, что отельеры, в отличие от пандемийного периода, не идут им навстречу, жестко выставляют штрафы за незаполненные квоты мест. Обещанная помощь от правительства не придет быстро. Получение денег сопряжено с массой формальностей и не гарантирует покрытия значимой части расходов.
Кроме того, специалисты компаний напоминают: все крупные туроператоры формировали предложения по раннему бронированию на своих аффилированных авиакомпаниях. Сейчас они вынуждены по второму разу заказывать перевозку, значительно более дорогую, чем можно было бы рассчитывать.