Войти в почту

Как в условиях санкций живет самый западный регион России

- Когда я собиралась в Калининград, друзья удивлялись: он разве не заблокирован? - делится соседка в самолете. Она отдыхала в Светлогорске и теперь возвращается домой, в Северную столицу. - А другие отговаривали: куда ты летишь, это небезопасно, там же НАТО кругом. Вижу теперь, что опасаться нечего, все спокойно, туристов довольно много, даже цены не так выросли, как я думала, а номер в отеле стоит так же, как и в прошлом году.

Как в условиях санкций живет самый западный регион России
© Российская Газета

Опасения понятны: самый западный регион России, отделенный тремя государственными границами и окруженный Литвой и Польшей - членами НАТО, в последние дни постоянно фигурирует в международной политической повестке. Намеки соседей на возможность блокирования Калининградской области с миллионным населением переходят в плоскость практического обсуждения, что в российском МИДе назвали "игрой с огнем".

Впрочем, калининградцы пока никаких признаков блокады не видят. Когда соседи закрыли пролет над своей территорией, российские авиакомпании просто полетели в обход, над нейтральными водами Балтики. Это примерно на полчаса удлинило полет до Петербурга, зато теперь, если нет облаков, через иллюминатор можно любоваться водной гладью, а не полями-лесами. Нет проблем и с рейсами: отмены были лишь в первые несколько дней после закрытия неба, а сейчас все компании летают по расписанию. Правда, подросла цена: если раньше одно место с багажом обходилось в среднем пять-шесть тысяч рублей, то сейчас - семь-девять тысяч.

Добраться в регион можно и железной дорогой. Никаких изменений на этом направлении не произошло. Жителям страны, следующим из "большой" России в западный эксклав и обратно, по-прежнему выдают упрощенные проездные документы (УПД-ЖД) для проезда по территории Литвы. Нужно иметь в виду, что для путешествия в Калининград поездом необходим загранпаспорт.

А вот с путешествием на машине лучше повременить. Раньше по упрощенным транзитным документам, которые нужно получать в консульстве или посольстве Литвы, граждане России могли спокойно пересекать литовскую границу при следовании в Калининград и обратно. Сейчас для этого нужны особые основания: работа, учеба или, не дай Бог, смерть близкого родственника. Эти изменения внес коронавирус и связанные с ним ограничения, которые до сих пор продолжают действовать. Каких-либо привилегий в получении шенгенской визы у калининградцев, вопреки расхожему мнению, нет.

Слухи о транспортной недоступности Калининграда остаются только слухами, но и они уже могут привести к снижению турпотока, беспокоятся местные отельеры. Отмены бронирований уже составили около 20 процентов. Эту информацию подтвердили в региональном минтуризма.

Ситуация с началом предстоящего туристического сезона напоминает 2020-й, когда бушевала пандемия. Сейчас глубина бронирования в калининградских отелях составляет 10-14 дней. Если говорить о летних месяцах, то гостиничный сектор загружен примерно на 40 процентов, а в прошлом году на лето бронь приморских отелей была близка к стопроцентной.

Впрочем, калининградцы в уменьшении туристического потока видят свои плюсы. Так, например, цены на недвижимость, резко скакнувшие вверх в пандемию, когда регион обрел внезапную популярность у россиян, начали постепенно снижаться.

К отсутствию на прилавках широкого выбора польских и литовских продуктов калининградцы за годы санкций успели привыкнуть. Зато невозможность быстро метнуться в Эльблонг, Бранево или Клайпеду, чтобы закупиться по списку, подстегнула развитие импортозамещения. Местные производители уже заметно расширили свой ассортимент. Основными продуктами питания - мясом, рыбой, молоком, овощами - регион полностью себя обеспечивает, в отличие от промтоваров.

После резкого скачка курса евро жители области бросились массово скупать строительные материалы, сантехнику и электронику, пока остатки со складов еще продавали по старым ценам. Новые партии товаров уже ощутимо подорожали. Ценник все еще заметно штормит из-за валютных курсов.

- В начале февраля раковина стоила 18 тысяч, в конце февраля - 34, я воздержался покупать, и правильно сделал: сейчас ее цена немного снизилась вместе с курсом евро - до 26 тысяч, - поделился своими впечатлениями житель Калининграда Сергей Горбунов.

Калининградцы шутят, что, может быть, Запад отречется и от Канта, признав его русским

Впрочем, без товаров регион не останется. Власти Калининградской области подчеркивают, что транзит грузов осуществляется в обычном режиме.

- Никаких официальных уведомлений о планах ввода каких-либо ограничений нет. Решение такое может быть принято только на уровне ЕС, желания прибалтийских стран или Польши в этом вопросе недостаточно, - заверил губернатор Антон Алиханов. - Также напоминаю, что на паромную линию "Усть-Луга - Балтийск" планируется вывести еще один, четвертый паром. При необходимости их число будет оперативно увеличено. Это вопрос мы уже проработали с Минтрансом России.

Сложнее с рабочими и культурными связями с соседями, образовавшимися за многие годы. Из-за закрытых границ некоторые калининградцы потеряли источник дохода. В первую очередь - те, кто организовывал автобусные туры в Европу. Некоторые из них переориентировались на внутренний туризм. Многие молодые калининградцы учатся в вузах соседних стран, и у них сейчас ситуация непростая.

- Мы столкнулись с тем, что банально не могли отправить ребенку деньги на карту, - рассказала Надежда Савина, сын которой учится в медицинском вузе Праги. - Хорошо, что по учебной визе он может пересекать границу. Нужную сумму в Калининграде передавали наличкой.

Непонятна судьба программ приграничного сотрудничества "Россия - Литва" и "Россия - Польша", по которым в регионе реализуется немало социальных проектов. Под вопросом и Международный Кантовский конгресс - этот "чемпионат мира среди философов" планировали провести в Калининграде к 300-летию знаменитого кенигсбергского мудреца, в 2024 году. Калининградцы шутят, что, может быть, Запад отречется и от Канта, признав его русским, ведь профессор вместе со всеми кенигсбержцами принял присягу на верность российской короне, когда Пруссия в ходе Семилетней войны была взята Российской армией.