Главное за месяц: беспрецедентные вызовы российской авиации
ДЕЙСТВИЕ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ В марте российская авиация столкнулась с беспрецедентными вызовами, вынуждавшими принимать сложные решения. Гражданская авиация вновь приняла самый сильный удар на себя, только начав оправляться от последствий пандемии. В результате санкций со стороны Евросоюза, США, Канады и Великобритании, последовавших в ответ на специальную операцию РФ на Украине, международные лизинговые компании в одностороннем порядке аннулировали контракты с российскими авиаперевозчиками и потребовали вернуть порядка 530 ВС, что составляет две трети совокупного эксплуатируемого парка. За этим последовали аресты 78 самолетов российских авиакомпаний в зарубежных аэропортах. В целях сохранения авиасообщения в стране правительство РФ настоятельно рекомендовало авиакомпаниям приостановить выполнение международных рейсов на арендованных самолетах. Стоимость оставшихся в России арендованных воздушных судов оценивается в 10 млрд долл. Похоже западные лизинговые компании не рассчитывают вернуть свои активы и намереваются возместить их стоимость за счет страховых выплат. С последней недели февраля воздушное пространство западных стран закрыто для российских самолетов. Начавший восстанавливаться после пандемии международный пассажиропоток сократился вдвое за I квартал по сравнению с тем же периодом 2021 года. На страны Европы в норме приходилось порядка 60% международного пассажирского трафика из/в России. Восстановление авиасообщения с открытыми и открывающимися странами затруднено тем, что российские перевозчики не рискуют использовать самолеты зарубежного производства на МВЛ из-за риска их задержания по требованию собственников. Кроме того, полисы международных страховых компаний не распространяются на самолеты, использующиеся для выполнения полетов в Россию (поэтому даже национальные перевозчики, например, Казахстана и Азербайджана приостановили полеты в РФ). На внутреннем рынке также действуют ограничения из-за закрытия аэропортов на юге России. Продолжающий работу аэропорт Сочи стал международным хабом «Аэрофлота»: отсюда будут выполняться рейсы в Армению, Израиль, Турцию, Казахстан и Узбекистан на региональных самолетах Superjet 100. Санкции вынудили западных производителей, бывших многолетними партнерами российской отрасли, отказаться от сотрудничества. О прекращении поставок в РФ самолетов и запчастей заявили практически все мировые авиастроительные компании: Airbus, Boeing, Embraer, Bombardier, Mitsubishi, производители двигателей, систем и компонентов. После того, как зарубежные регистры – Бермуды, Ирландия, о-в Мэн и Аруба – аннулировали сертификаты летной годности (СЛГ) российских самолетов, правительство России приняло закон №56-ФЗ от 14.03.2022, по которому российские авиакомпании могут оформить в РФ права и получить СЛГ на самолеты, находящиеся в лизинге у иностранных компаний. Также, Указ №95 от 05.03.2022 временно позволяет авиакомпаниям РФ платить за приобретение и лизинг самолетов компаниям в рублях. Принятые меры привели к массовому переводу парков в российский регистр. Провайдеры услуг техобслуживания и ремонта (ТОиР), как и другие российские держатели сертификатов Европейского агентства безопасности авиаперевозок (EASA) лишились своих лицензий EASA. За переводом парка в российский регистр последовало одобрение Росавиацией нескольких российских провайдеров на осуществление процедур поддержания летной годности воздушных судов западного производства. Тектонические сдвиги существенно меняют сложившийся за последние три десятилетия ландшафт отрасли: меняется руководство и собственники компаний, происходит сокращение бизнеса. Так, лоукостер «Победа» принял решение приземлить значительную часть парка, а также вернуться в базовый аэропорт Внуково. Крупнейший аэропорт страны Шереметьево отправили в режим простоя 20% сотрудников, приостановил работу третьей взлетно-посадочной полосы и закрыл терминала D. Большую сложность представляют провайдеры IT-систем, от которых зависит вся коммерческая деятельность авиакомпаний. Наряду с решением других проблем, участники отрасли ищут надежные альтернативы для импортзамещения инвенторных, дистрибутивных систем, систем контроля отправки пассажиров и других IT-продуктов. России предстоит полностью перестроить систему жизнеобеспечения авиатранспортной отрасли. Российским производителям авиатехники поручено ускорить импортозамещение всех компонентов существующих программ Superjet 100 и МС 21 и рассмотреть возможности возобновить производство программ, не получивших развития за последние десятилетия, Ту 214 и Ил 96-400. ВЛИЯНИЕ САНКЦИЙ НА ГЛОБАЛЬНУЮ ОТРАСЛЬ Российско-украинский кризис бумерангом ударил по иностранным компаниям, но, безусловно, не пропорционально. Передел энергоресурсов оказывает влияние на стоимость авиакеросина. Общая неопределенность создает помехи для долгосрочного прогнозирования. Очевидный удар пришелся по лизинговым компаниям, а также по авиакомпаниям, осуществлявшим дальнемагистральные рейсы через воздушное пространство России. Маршрутизация рейсов в обход российского воздушного пространства увеличивает их продолжительность до 4,5 часов, из-за чего часть рейсов становятся коммерчески не рентабельны, особенно в условиях резкого роста цен на авиатопливо. Так, финская авиакомпания Finnair, вся бизнес-модель которой построена на соединении Европы и Азии, сообщила о закрытии ряда направлений и необходимости сократить штат. Краткосрочное влияние военного конфликта на Украине испытали европейские авиакомпании, прежде всего, в восточной Европе. И хотя сейчас пассажиропотоки в Европе восстановились, авиакомпании уже пытаются спрогнозировать долгосрочные последствия кризиса. В промышленности — Boeing потерял одного из главных поставщиков титана – «ВСМПО-Ависма». Все западные авиастроители так или иначе ищут альтернативные источники получения этого материала. Airbus и Safran приобретают производителя Aubert & Duval: создается европейский игрок, нацеленный снизить геополитические риски поставок сырья и выдержать глобальную конкуренцию. Специальная военная операция может иметь разрушительные последствия для российской деловой авиации, которые, безусловно, ощутит и европейский рынок. В МИРЕ Между тем, несмотря на сильный резонанс текущих событий во всем мире, глобальная авиатранспортная отрасль продолжает стремительно восстанавливаться от последствий пандемии COVID 19. Авиаперевозчики и лизинговые компании продолжают размещать крупные заказы на самолеты. Авиастроители предлагают все новые проекты поддержания грузоперевозок, где все еще наблюдается дефицит провозных мощностей. О конвертации узкофюзеляжных самолетов в грузовые версии сообщили Airbus и Embraer. На самый серьезный уровень выходят и создатели программ электросамолетов. Очередное подтверждение этому – покупка американской корпорацией Textron словенского пионера электрического самолетостроения Pipistrel.