Войти в почту

Готовый турбизнес в России стали больше и покупать, и продавать

В марте количество турагентств, выставленных на продажу, увеличилось по сравнению с февралем на 89%. Такие данные приводит «Авито».

Готовый турбизнес в России стали больше и покупать, и продавать
© BFM.RU

Так, готовое агентство в Санкт-Петербурге можно купить всего за 50 тысяч рублей, в Московской области — за 400 тысяч. Для тех, кому больше нравится принимать гостей, тоже есть предложения, правда, вложения тут уже более солидные. В Кемеровской области продают действующую базу отдыха чуть больше чем за 4 млн. Более крупные предложения на рынке тоже есть. К примеру, туристический комплекс в селе Чемал на Алтае продают за 185 млн рублей.

Сотрудники Business FM позвонили одному из продавцов, который предлагает турагентство в Москве за 50 тысяч рублей. О причинах продажи рассказала бухгалтер компании Анна (имя изменено):

«Учредитель долгое время работал, потом просто его бизнес сошел на нет. Он занимался Египтом, Турцией, Эмиратами, Иорданией, а сейчас все. У него просто заказчики все перестали ездить. Кто-то уехал. У него был постоянный круг клиентов, он их потерял. Это нулевая фирма, просто ей много лет, никаких косяков нет».

Спрос на компании и объекты в турострасли растет еще быстрее предложения, по данным «Авито» готовые бизнесы уходят как горячие пирожки. Почему одни предприниматели решили покинуть рынок, а другие, наоборот, скупают активы, объясняет генеральный директор туроператора Space Travel Артур Мурадян.

Артур Мурадян генеральный директор туроператора Space Travel «Авито» оценивает именно объемы сделок. И здесь двоякая ситуация, мы увидели, что часть турагентов приняла решение прекратить работать в туристической сфере. А другая часть, кто уверенно отстоял и подумывал о расширении, сейчас видит возможность по более дешевой цене купить уже работающий штат сотрудников с определенным пулом клиентов. Ну и, конечно, инвестиции в отельную и туристическую инфраструктуру, то есть событийные туристические компании, экскурсионные туристические компании, проще всегда начинать с готового. Я бы сказал, что спрос сам по себе не вырос, мы просто видим переформатирование, кто-то из внутреннего переходит во внешнее, кто-то меняет формат, ну, а кто-то просто выходит из бизнеса».

Рискованными вложениями эксперты считают страны с нестабильной обстановкой, например, Абхазию, а также малоизвестные курорты, на которых пока нет достаточной инфраструктуры. При этом такие вложения в случае успеха могут принести больше прибыли. Более надежны инвестиции в курорты Краснодарского края или в Крым, а также другие хорошо известные российским туристам места.

Одно из ключевых направлений турбизнеса, где сейчас есть свободные ниши, — это экскурсионные компании. Во многих туристических местах уже точно знают, где разместить и чем накормить туристов, но встретить, организовать гида и культурную программу на уровне могут далеко не везде. Сейчас самое время инвестировать в туротрасль, говорит исполнительный директор VSK group Максим Тищенко.

Максим Тищенко исполнительный директор VSK group «На текущий момент мы все видим, что и в ковидные времена, когда доступ на зарубежные курорты был закрыт, был всплеск спроса на внутренний туризм. То же самое мы понимаем, что будет происходить в текущем году, может быть, даже в следующим, а может быть, даже через год. Я считаю, что инвестиции в это время потом принесут очень хорошие дивиденды».

Эксперты уверены, если бы не закрытие южных аэропортов, показатели внутреннего туризма в этом году были бы рекордными. Член Совета московского отделения «Опоры России» Алексей Каневский считает, что в такой сложной ситуации риск вложений очень высок.

Алексей Каневский член Совета московского отделения «Опоры России» «Я бы сейчас не рекомендовал ничего нигде покупать. Просто нужно сидеть и ждать изменений ситуаций, но сейчас риски не оправданы вложением. С учетом огромного количества неизвестных риск потерять все вложения огромен, особенно малому и среднему предпринимательству, где сплошная импровизация».

Со времен начала пандемии туротрасль была включена в перечень особо пострадавших отраслей и, в отличие от многих других отраслей экономики, не осталась без господдержки: налоговые послабления, кредитные каникулы, обнуление НДС для отелей и многое другое. Все это, конечно, снижает риски, но не отменяет их совсем.