Петербург проложит паромный путь от Калининграда до Выборга
Возрождение паромного сообщения между Петербургом, Ленобластью и Калининградом может восполнить потери туристической отрасли. Продление аренды причалов стабилизирует бизнес. А возможность ограничивать передвижение в акватории во время спортивных и культурных мероприятий позволит избежать хаоса на реках и каналах в значимые для города праздники. Эти вопросы в среду, 18 мая, обсуждали сначала в стенах петербургского Заксобрания, а затем на самих реках и каналах, где прошло выездное, а скорее «выплавное» заседание депутатов и чиновников горадминистрации. Выяснилось, что без изменения федеральных законов развивать отрасль не получится.
От Орешка до Балтики
Объем пассажирских перевозок на воде в последние годы «штормит». После 2010 года город стабильно перевозил по рекам и каналам свыше двух миллионов пассажиров в год. Большую часть из них — экскурсионными маршрутами.
До 2015 года Петербург пытался еще и наладить транспортные маршруты — так называемое водное такси — и ежегодно выделял на него субсидии. Но это оказалось нерентабельным, и после 2015 года, когда аквамаршрутками воспользовались всего 59 тысяч пассажиров из общего годового объема в 2,3 миллиона человек, эксперимент свернули.
В 2017 году отрасль подвела плохая погода и постоянные шторма — за год перевезли всего 1,7 миллиона пассажиров. В 2019-м дела вроде стали налаживаться — теплоходы и катера катали 2,7 миллиона человек, но в 2020-м из-за пандемии коронавируса объем перевозок снова рухнул — до 1,1 миллиона водных туристов.
Как отметил на выездном заседании парламентской комиссии по транспорту глава комитета по туризму Сергей Корнеев, так или иначе Петербург третий год подряд теряет платежеспособного иностранного туриста, который всегда охотно пользовался прогулками по воде. В нынешних условиях, считает Корнеев, необходимо разрабатывать новые привлекательные маршруты для пассажиров. Новые продукты уже появляются. Так, в прошлом году запустили Петровский маршрут до крепости Орешек. В этом году экскурсия расширилась посещением диорамы «Прорыв». Организаторы экскурсий постоянно задействуют новые открыточные виды, например район Лахты, или включают стоянку у пространства «Севкабель Порт».
Спикер городского парламента Александр Бельский считает, что в условиях санкций город может трансформировать и паромное сообщение.
«Есть несколько регионов в акватории Балтийского моря и Финского залива, которые не связаны туристическими маршрутами. Например, в Финляндии и Швеции паромы ежедневно ходят между двумя-тремя городами. Петербург — большой регион, который привлекает много туристов. Есть Ленинградская область и город Выборг. Это исторический центр, которому мы не уделяем должного внимания. Есть Калининград. Можно наладить паромное сообщение между тремя регионами, если все поддержат эту инициативу. Чтобы стимулировать развитие этих направлений, возможно, потребуется федеральное субсидирование», — предложил глава петербургского парламента.
Причалы еще на три года
Пассажирскую навигацию в Петербурге осуществляют 347 единиц очень разного по составу флота: это и скоростные суда, и двухпалубные, и однопалубные. Кроме того, на учете числится более 46 тысяч маломерных судов, которые используются гражданами в личных целях. Для всех нужна инфраструктура. В городе из трехсот спусков к воде вовлечена в экономический оборот только треть — на них заключены договора аренды. Но сроки по ним уже истекают, а продлить их без проведения торгов нельзя. Новые же аукционы приведут к заключению договоров по повышенным ценам. Чтобы поддержать отрасль, депутаты планируют инициировать изменения в федеральный закон от 14 марта 2022 года №58-ФЗ, предложив продлевать договора аренды причалов для добросовестных предпринимателей еще на три года.Количество швартовок к городским причалам: 2015 год — 5654; 2016 год — 15 086; 2017 год — 21 611; 2018 год — 27 066; 2019 год — 25 886; 2020 год — 12 818; 2021 год — 30 669. По данным Комитета по транспорту.
Глава комитета по транспорту Кирилл Поляков пояснил, что это нужно не только для текущей поддержки бизнеса, но и для перспективы развития рынка. Например, банки готовы кредитовать лизинг судна, только если у предпринимателя есть в наличии все инфраструктурные возможности для работы в акватории, в том числе гарантия длительной аренды причала. А вопрос обновления водного транспорта тоже стоит на повестке. По данным участников совещания, средний возраст петербургских катеров — 20-30 лет.
Депутат Заксобрания Алексей Цивилев отметил, что цель — сохранить рынок пассажирских перевозок на воде: «Нельзя, чтобы предприниматели исчезли. Мы направим нашу инициативу в Совет законодателей Северо-Запада, получим заключение. Затем будем готовиться к тому, чтобы представить законопроект к первому чтению в региональном парламенте Петербурга. Если нас поддержат коллеги по Заксобранию, инициатива будет направлена на рассмотрение Госдумы».
Еще одна инициатива, касающаяся причалов, предполагает изменение положений Водного кодекса. Петербургские депутаты считают, что нужно предоставить владельцам земли, примыкающей к водным спускам, возможность заключать договора водопользования без торгов. Потому что сегодня нередко на аукционах подходы к воде арендует стороннее лицо, а не собственник примыкающей к спуску территории.
Федеральные водополномочия
Акватория Петербурга делится на три части: внутренние морские воды — это Финский залив и Нева до Благовещенского моста, внутренние водные пути России и внутренние водные пути Петербурга. К российским относится вся основная часть Невы, а также с 16 апреля 2022 года, когда было выпущено распоряжение федерального правительства №901-р, еще семь рек: Фонтанка, Мойка, канал Грибоедова, Крюков канал, Зимняя канавка, Кронверкский пролив и река Ждановка.
Из-за увеличения акватории, курируемой федеральными ведомствами, перед городом остро встал вопрос определения порядка закрытия движения на реках во время культурных и спортивных мероприятий на воде. Например, во время праздника «Алые паруса». Раньше, когда все водные магистрали были в ведении города, движение закрывали распоряжением петербургского комтранса. А сейчас они оказались в подвешенном состоянии, так как даже у Волго-Балта, в ведении которого теперь они находятся, нет полномочий закрывать водные участки.
Законопроект с поправками в Кодекс внутреннего водного транспорта, призванный решить эту проблему, Правительство уже внесло в Госдуму. И в Петербурге очень ждут его принятия. Документ определяет порядок подачи заявки от организаторов культурно-спортивных мероприятий на ограничение движения на водных путях на срок до пяти часов.
Пока же положения действующего законодательства позволяют ставить суда на прикол только из-за явлений непреодолимой силы, военных действий, карантина, а также при чрезмерном скоплении водного транспорта в порту.