Чартерная авиакомпания iFly выходит на российскую регулярку
В условиях ужесточающихся ограничений российские авиакомпании ищут возможности продолжать работу, сохранять штат и эксплуатировать имеющуюся авиатехнику. Санкции усложняют техническую эксплуатацию парка; запреты на использование воздушного пространства некоторых стран, регулятивные ограничения, высокие риски и сохраняющиеся в ряде регионов карантинные режимы оставляют узкий выбор рынков, особенно для широкофюзеляжной техники. Задача выбрать новое направление полетов становится настолько многоаспектной, что привычные алгоритмы моделирования оказываются практически бесполезны. С этими сложностями в полной мере столкнулась и авиакомпания IFly. Созданная в 2009 году IFly — одна из трех российских авиакомпаний, бизнес-модели которых строились изначально на 100%-ном выполнении международных чартерных перевозок в интересах туристических операторов. Для IFly это в первую очередь основной заказчик — TEZ Tour. До пандемии IFly прошла путь от чартерного перевозчика до регулярного на китайских направлениях, с широкой маршрутной сетью. В пандемию авиакомпания освоила новый для себя вид деятельности — грузоперевозки, под которые взяла два пассажирских A330 с демонтированными салонами. Как в сложившихся условиях может выжить перевозчик с парком дальнемагистральных широкофюзеляжных Airbus A330, взятых в операционный лизинг у иностранного провайдера? С 10 июня IFly начала выполнять еженедельные рейсы из базового московского аэропорта Внуково (VKO) в Петропавловск-Камчатский. В летнем сезоне также запланированы два других дальневосточных направления: Южно-Сахалинск (с 22 июля) и Владивосток (с 20 июля). Изначально Дальний Восток планировался как чартерное направление. Благодаря государственной программе поддержки туристической отрасли и закрытию множества популярных международных рынков, туроператоры начали активно разрабатывать новые направления внутреннего туризма. Дальний Восток — многообещающий новый туристический рынок, привлекающий любителей походного туризма первозданной природой и удаленностью от перегруженных традиционных направлений. Первый рейс был выполнен по заказу компании TUI, однако загрузить самолет пассажировместимостью 386 кресел раз в неделю оказалось затруднительным. Кроме того, регулярные субсидируемые рейсы на этих направлениях выполняют «Аэрофлот» и «Россия», которые имеют возможность предложить туроператору блоки мест на более выгодных условиях и со значительно более низкими рисками. Поэтому сейчас IFly рассматривает возможности сделать дальневосточные рейсы регулярными. Российская регулярка — новое направление для IFly. Как сообщили ATO.ru в компании, планируются не только рейсы из Москвы на Дальний Восток, но и из ДВО по российским южным направлениям. Запуск регулярных направлений требует от IFly подключения необходимой IT-инфраструктуры для выполнения расписания, перестройки коммерческой деятельности (блок сбыта в авиакомпании всегда был небольшой, поскольку продажами занимались агенты), планирования парка и резервных бортов. Несмотря на определенные коммерческие риски IFly не отказывается от своих планов. Помимо права получать государственные субсидии авиакомпания сможет освоить внутренние направления, на которых отсутствуют те риски, которые предполагают международные полеты. Недавно IFly, одна из немногих в России, получила разрешение Росавиации на выполнение полетов в Египет (Хургаду и Шарм-эль-Шейх) на воздушных судах иностранного производства, несмотря на то что правительство Египта не смогло пока на официальном уровне предоставить гарантии, что самолеты российских эксплуатантов не подвергнутся арестам. После недавнего инцидента с самолетом А330 «Аэрофлота» такие гарантии особенно актуальны. По заказу TEZ Tour авиакомпания IFly выполняет четыре рейса в неделю на египетские курорты. По словам собеседника ATO.ru, загрузка этих рейсов сейчас полная: у турфирм до сих пор остались долговые обязательства по путевкам, отмененным во время пандемии коронавируса. Сейчас основная масса туристов — держатели ваучеров. Кроме того, отдых в Египте обходится дешевле, чем в Турции, а поклонники дайвинга ценят египетские курорты за непревзойденные всесезонные погружения. Здесь дальнемагистральные А330 оптимальны, поскольку из-за закрытого воздушного пространства приходится лететь через Иран, Кувейт — это 6,5 ч. Однако и в этом проекте существует риск, связанный с тем политическим и экономическим давлением, которое западные страны оказывают на государства, не присоединившиеся к антироссийским санкциям. В случае закрытия направления необходимо своевременно организовать репатриацию туристов, что всегда предполагает определенные организационные сложности и финансовую нагрузку. По сведениям собеседника ATO.ru, в парке IFly осталось шесть самолетов А330. В момент ввода санкций два самолета находились на тяжелых формах техобслуживания в Брюсселе и в Шанхае; вызволить их не удалось. Еще один самолет был взят в период пандемии под грузоперевозки с демонтированным салоном. Салон хранится за рубежом, и вернуть его невозможно. Авиакомпания активно ищет варианты для пополнения парка и восстановления инфраструктуры, рассчитанной на большее количество ВС, отметил источник. Что же касается грузоперевозок, то и это окно возможностей сейчас закрылось, поскольку Администрация гражданской авиации Китая (СААС) затребовала от российских авиакомпаний подтверждение об отсутствии двойной регистрации — в соответствии со стандартами Международной организации гражданской авиации (ICAO). Российские перевозчики не могут предоставить подтверждения, что самолеты, поставленные в российский регистр, были сняты с регистрации в других странах. Так, по сведениям источника, в Ирландии снимать с регистрации самолеты, принадлежащие международным лизинговым компаниям и находящиеся в эксплуатации у российских операторов, запрещают юристы. Суды лизингодателей со страховыми компаниями еще только предстоят, и любые детали важны. Поэтому, несмотря на то что уже аннулированы европейские сертификаты летной годности этих самолетов, владельцы ВС (лизинговые компании) продолжают платить за регистрацию авиационным властям. Сейчас ведутся консультации, направленные на решение вопроса двойной регистрации, но их успех пока не предопределен. Если же вопрос будет решен и Китай откроет границы, сняв жесткие ограничения политики «нулевой терпимости к COVID 19», рынок Поднебесной будет расти в геометрической прогрессии. Компания «Шелковый путь» (подконтрольна гонконгской Joy Tour Global Limited) по-прежнему сохраняет 9%-ную долю в IFly в расчете на продолжение сотрудничества по доставке китайских туристов в Россию. Для российских туристов Китай, безусловно, может стать новым привлекательным отпускным направлением. Но когда откроется Китай, не возьмется спрогнозировать ни один аналитик, и пока авиакомпания рассчитывает на внутренние рейсы из Внуково. В самом конце прошлого года собственником 30% авиакомпании IFly стала компания «Юнокс», связанная с совладельцами аэропорта Внуково Виталием Ванцевым и Владимиром Скочем. Доля бенефициара IFly Александра Буртина составляет 56%.