В Белоруссии не согласны с докладом ICAO по инциденту с Ryanair
МИНСК, 28 июля. /ТАСС/. Белоруссия категорически не согласна с выводами итогового доклада Международной организации гражданской авиации (ICAO) и резолюцией Совета ICAO по инциденту с самолетом авиакомпании Ryanair, считает, что доклад основан на неполной информации. Об этом заявил советник постоянного представительства Белоруссии при ОБСЕ Денис Довгалев в рамках заседания Постоянного совета ОБСЕ, сообщает пресс-служба МИД Белоруссии в четверг.
Ранее ICAO в своем докладе пришла к выводу, что данные о наличии бомбы на борту самолета были заведомо ложными.
"Беларусь категорически не согласна с выводами итогового доклада ICAO и резолюцией совета ICAO от 18 июля. Доклад основан на неполной информации - это отмечается в самом документе, он содержит массу пробелов и нестыковок", - отметил дипломат. По его словам, в частности, отсутствуют данные о допросе пилотов, а ведь именно они принимали решение о посадке в аэропорту Минска, а не Вильнюса, после получения сообщения о потенциальной угрозе взрыва на борту. Он также подчеркнул, что многие ключевые страны, имеющие непосредственное отношение к инциденту, отказались предоставить информацию о нем не только органам расследования Белоруссии, но и рабочей группе ICAO.
Есть много сомнений
"И наоборот, Беларусь передала в ICAO важную письменную информацию о показаниях авиадиспетчера, но рабочая группа не учла эти показания в итоговом докладе", - подчеркнул дипломат. "Разве это не прямое свидетельство попыток подогнать итоги расследования под заранее вынесенный эмоциональный политический вердикт, выгодный странам ЕС и США?" - задался он вопросом. По его словам, центральный элемент итогового доклада ICAO - "это показания некоего анонимного ключевого свидетеля". По его словам, можно только догадываться, кто этот человек. "Если речь идет о том минском диспетчере, который загадочно исчез после инцидента, выехав на отдых за пределы Беларуси, то у нас имеются обоснованные сомнения, что он давал показания добровольно, а не под давлением и принуждением", - сказал Довгалев.
Он напомнил, что это не первый доклад по делу Ryanair, опубликованный ICAO в 2022 году: "Коллегам из Европейского союза прекрасно известно, что был еще и январский доклад. Тот доклад также имел множество недостатков и пробелов, но все-таки содержал слишком много выводов в пользу версии белорусской стороны, - отметил он. Довгалев подчеркнул, что главный вывод, сделанный еще в январе, заключается в том, что "никакого перехвата воздушного судна не было".
Дипломат также напомнил, что позиция Белоруссии и ее доводы подробно изложены в документе, который был распространен 27 июля, но Минск вновь вынужден поднимать этот вопрос.
История вопроса
Самолет Ryanair, следовавший по маршруту Афины - Вильнюс, 23 мая 2021 года приземлился в аэропорту Минска после сообщения о взрывном устройстве на борту. После посадки самолета стало известно, что на борту находился разыскиваемый белорусскими властями Роман Протасевич - один из основателей признанного в республике экстремистским телеграм-канала Nexta. Он был задержан, также была задержана гражданка РФ София Сапега.
После этого инцидента Евросоюз запретил белорусским авиакомпаниям осуществлять рейсы в аэропорты сообщества и над его территорией, а также рекомендовал европейским перевозчикам отказаться от полетов в воздушном пространстве Белоруссии. Глава департамента по авиации Минтранса Белоруссии Артем Сикорский ранее говорил, что Минск на протяжении всего времени плотно взаимодействовал с группой по установлению фактов, связанных с событиями, произошедшими 23 мая 2021 года в воздушном пространстве Белоруссии. По его словам, в представленном 31 января на сессии Совета ИКАО докладе содержались четкие выводы, что перехвата самолета Ryanair, принуждения к посадке и действий со стороны Белоруссии, повлекших изменение курса, не выявлено.