Памятник Арсеньеву возрождает добрые традиции Владивостока
Как рождается любовь к городу, какова в этом роль музея, как культура стала модной и какие пешеходные экскурсии должен посетить каждый житель города и края, ИА DEITA.RU рассказала начальник отдела музейно-экскурсионного бюро Государственного объединенного музея-заповедника истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева Александра Осипова. - Александра, сегодня пешеходные экскурсии по городу – неотъемлемая часть культурной жизни Владивостока. Как родилась идея выйти за рамки музейного пространства? - Я работаю в музее с 2015 года. Когда пришла, бюро экскурсий уже год существовало, но изначально структура бюро выглядела иначе, музей выглядел иначе, потому что мы были Приморским музеем имени Арсеньева, а сейчас мы Объединенный Музей-заповедник истории Дальнего Востока. Мы масштабируемся и включаем в себя не только историю города, региона, но и в целом всего Дальнего Востока, и на этом и строим свою историю и рассказ, начиная от города и заканчивая регионом. Когда было создано бюро, задача стояла очень простая - рассказывать людям не только о музеях в городе, но и в городе о музеях. Мы взяли те темы, которые представлены в музее, например, китайский квартал - знаменитая Миллионка. Наше исследование города в таком пешеходном формате позволяет знакомить гостей и особенно жителей города с другим городом, потому что многие бывали в этих кварталах сотни раз, но на экскурсиях открывают для себя заново. Немногие музеи пользуются возможностью знакомить с городом за пределами музея и выходить за рамки. Мы начинали с небольшого количества экскурсий, понятных, знакомых, коллеги старались расширить горизонты и экспериментировали. Сейчас мы проводим порядка 10 видов пешеходных экскурсий. Их на самом деле больше, есть временно отложенные на полку, иногда мы достаем старое, забытое, привносим что-то новое и снова запускаем. Мы проводим наши экскурсии с особой любовью. Они сезонные – начинаем, как только во Владивостоке становится тепло и все готовы к прогулкам. Задействуем все центральные улицы - Светланская, Алеутская, японский квартал, корейский квартал, китайский квартал, немецкий, на самом деле можно долго продолжать, потому что город был многонациональный. И граней у историй много: можно исходить из личности героя и рассказывать только о нем, можно про судьбу, можно плясать не от героя, а от конкретной улицы с интересными объектами и тд. - Как создаются экскурсии? - У каждого экскурсовода есть свои любимые темы, к которым лежит душа, и они готовы ее раскрыть. Наблюдать их в работе, конечно, очень приятно. На самом деле все экскурсии авторские, несмотря на то, что многие темы общедоступны и с ними работают многие экскурсоводы. Но мы не знаем их портфель, а самое главное, с какой литературой они работают. На школе экскурсовода мы учим это делать. Проработка экскурсии – это большой труд, в первую очередь это изучение большого количества различной литературы. Потом нужно составить маршрут, определить точки остановок и как из них сделать и предмет показа, и предмет рассказа. Все это нанизывается друг на друга, коллеги-экскурсоводы - люди увлеченные, и они достаточно долго и кропотливо готовятся. Мы не гонимся за количеством экскурсий, громкими названиями, интригующими анонсами, а стараемся наполнить их какой-то настоящей интересной историей. Иногда что-то новое выясняется через несколько лет: например, нашлась какая-то фотография в какой-то вновь изданной книге, которая рассказывает о том, как выглядело это место, или фиксирует утрату какого-то здания в определенный промежуток времени, что ранее нигде не было документально зафиксировано. Такой случай тоже недавно был: сотрудник нашел в архиве фотографию, на которой здание, о котором мы рассказываем, запечатлели в момент разбора, и это большое событие для экскурсоводов – появилась фиксация времени его утраты. Так экскурсии дополняют новыми фактами - как изменился город, в какой момент времени и тд. - Поэтому Музей Арсеньева создал школу экскурсоводов? - Да, это наш вклад в развитие культуры экскурсоводов и туристической отрасли, в этом году уже 8 выпуск. Экскурсии по городу сейчас много кто водит, они бывают разные, но у музея есть определённая гарантия качества, потому что наши экскурсоводы проходят обучение, во-вторых, они всегда находятся в музейной среде, где можно прочитать, узнать, проконсультироваться, и владеют точными историческими фактами, а не догадками интерпретациями легендами. Это тоже очень важно. Ведь проводить экскурсию – это большая ответственность. Сегодня многие экскурсоводы - выпускники нашей школы, и это очень приятно. - Какой самый популярный маршрут? - Cейчас у нас самый популярный маршрут – это, конечно, китайский квартал. Это распиаренный район, и все, кто едут во Владивосток, хотят посмотреть Миллионку. - Какие новые маршруты запустили? - В этом году мы запустили несколько экскурсий, посвященных Владимиру Клавдиевичу Арсеньеву в честь 150-летия со дня его рождения. Маршрут небольшой, весь в историческом центре. На самом деле, находясь только возле Музея города, под Триумфальной аркой, можно многое рассказать о великом исследователе, потому что ко всем зданиям вокруг его кипучая деятельность имеет отношение. - Для кого предназначены экскурсии в первую очередь: для гостей или жителей? Кто чаще всего посещает их? - Пешеходные экскурсии по городу в первую очередь для его жителей, они позволяют в легкой неформальной обстановке узнать о городе немного больше. Как правило, пешие маршруты чаще всего выбирают люди с целью прогулки, совместить приятное с полезным. Ходят и взрослые, и молодежь, что особенно приятно. Сейчас все-таки культура стала модной, не побоюсь этого слова. И пешеходные экскурсии сейчас довольно популярны во Владивостоке. Мы однажды делали школу юного экскурсовода, и подростки, которые выпускались, считают музей своим местом и приводят друзей. Это здорово. Есть такой стереотип, что человек ходит в музей три раза в жизни – когда его привели маленьким, родители или в составе школьной экскурсии, потом он привел своего ребенка и потом внука. Сейчас времена меняются, и музей по-другому себя воспринимает и воспринимается в обществе, плюс какие-то программы и новые подходы. Вначале с музеем, конечно, нужно детей знакомить, но очень важно, кто показывает, что показывает и с какой мотивацией приходят дети первый раз. Мы делаем все возможное, чтобы дети, подростки, да и в целом люди разного возраста возвращались в музей. - В чем особенно детских пешеходных экскурсий? - С ними все немножко иначе: детям сложно долго стоять на одном месте, им нужны разные локации, разные задания, которые позволяют, во-первых, понять, зачем они пришли, во-вторых, стать соучастником процесса. Не все дети аудиалы и готовы на слух воспринимать информацию, и чем больше ее, тем меньше они запомнят, а если она будет многослойная, то вообще все пропало. Поэтому к детям у нас особый подход, самое главное, ради чего мы стараемся, чтобы у детей в памяти что-то осталось. Мы готовим различные буклеты, оставляем самую яркую историю и предлагаем несколько несложных заданий, маршруты состоят из 4-5 точек. Мы позиционируем экскурсии, как экспедиции - как совместное исследование городского пространства, и дети на самом деле очень увлекаются и уходят абсолютно счастливые, как настоящие юные исследователи. На сегодняшний день у нас проводится 8 экспедиций для детей – по Алеутской, по японскому кварталу, Миллионке и тд. Отдельная экскурсия посвящена образованию – как раньше учились во Владивостоке. Она очень интересная на самом деле, называется «Не хочу учиться», - улыбается Александра. - Но самая популярная и самая важная, на мой взгляд, это экскурсия по Корабельной Набережной – важно знать, с чего все начиналось. - Какая ваша любимая экскурсия? - Моя любимая – одна из самых длинных наших экскурсий - по улице Пушкинская, у нее удивительная история, и улица очень красивая. На этой экскурсии можно узнать про историю Сологуба, братьев Сенкевичей, про архитектуру, про Владивостокскую крепость и тд. Потом, гуляя по этой улице, тебе хочется делиться: смотри, какая улица, сколько закоулков, сколько историй! Я, собственно, так потом и делала. Иногда бывает, на экскурсиях случается магия – в составе экскурсионной группы может быть человек, который живет на этой улице, и он говорит: «А хотите посмотреть, что внутри?» Другой возможности попасть внутрь просто нет – это частная территория, и жильцы обычно не хотят видеть экскурсантов у себя дома. Я была однажды на такой экскурсии - женщина нас завела в дом, которому более 100 лет, и вот мы всей группой прошли торжественно по парадной, зашли в квартиру, в комнаты, там много интересного внутри сохранилось – перила, двери, пол, плитка, даже старинный шкаф. Надо отметить, что многие жильцы, понимая историческую и культурную ценность, аутентичность, сохраняют предметы архитектуры и быта. Часто бывает, что после экскурсий посетители приобретают какие-то книги, чтобы больше узнать, и это очень здорово. Посещение экскурсии мотивирует узнавать новое о своей улице, своем городе, своем крае. Мы популяризируем историю и культуру региона, краеведение и желание узнавать про свой регион больше. - Наверное, так и рождается любовь к городу, и горожане и начинают к нему по-другому относиться. - Да. Не всегда институции культурные могут отстоять важное, но, когда подключаются горожане, успех обеспечен. Это значит, что в городе все в порядке, и его жители понимают, что они здесь тоже полноправные хозяева и способны на что-то повлиять. Яркий пример – как отстаивали дом Элеоноры Прей в Почтовом переулке. Если бы его снесли, это была бы большая потеря для города. Но отстояли общими усилиями. Дом уцелел, квартира Элеоноры Прей тоже. - Какой период истории Владивостока больше всего интересен лично вам? - Дореволюционный Владивосток. Меня просто поражает, как горожане участвовали в жизни города, предприниматели вкладывались – у нас в музее им посвящена экспозиция «Время дела». - Знаменитые кирпичи? - Да. Многие важные объекты в городе – театры, музеи, библиотеки - были построены на деньги предпринимателей и общественных деятелей, которые жили здесь. Это удивительно, люди приезжали сюда за лучшей жизнью, но понимали, что в этом городе нет ничего и они могут быть первосоздателями. - Возможно, с этим связана инициатива музея установить памятник Владимиру Арсеньеву и направить на его создание деньги, вырученные от продажи билетов? -Да, установка памятника - это возрождение тех самых традиций, о которых я говорила: город может изменяться совместно с горожанами, они становятся соучастниками важных изменений. Покупая билет в музей, они вносят свой вклад в культурный объект, который может стать наследием, и это очень символично. И эскиз, и место уже готовы - памятник Владимиру Арсеньеву откроют во время ВЭФ в дворике Музея города к 150-летию со дня его рождения.