Войти в почту

Крым тревоги нашей

ЛЮБИМЕЦ СОВЕТСКОЙ СТРАНЫ

Крым тревоги нашей
© Мир новостей

После завершения Великой Отечественной войны, во время которой полуостров был ареной тяжелейших боев, Москва не жалела средств для восстановления Крыма.

Именно тогда под Керчью появился Камыш-Бурунский железорудный комбинат. Он обеспечивал рудой гиганта советской металлургии - завод «Азовсталь». В середине 60-х тут открыли 40 новых промышленных предприятий, а уже в 70-е годы объем промышленного производства увеличился почти в семь раз по сравнению с предвоенным 1940-м. До войны орошаемые земли на полуострове занимали 38 тыс. гектаров, к концу 1982-го - около 330 тысяч.

Продукция крымской промышленности была известна далеко за пределами полу­острова. Люди старшего возраста хорошо помнят, какими популярными были телевизоры «Фотон» и магнитолы «Ореанда», которые делали в Симферополе.

ПАСЫНОК УКРАИНЫ

К 2014 году более 60% валового регионального продукта Автономной Республики Крым занимал сектор услуг (торговля, транспорт, связь и т. д.). Промышленность скатилась до 16%, сельское хозяйство - до 10%. А доля туристического сектора - до 4%. Примерно 80% доходов от туристического бизнеса оставались в тени. Крымчане сдавали свои квартиры и дома отдыхающим, а о налогах никто и не вспоминал. В результате туристический сбор в последнем украинском 2013 году составил только 30 млн рублей (0,1% от доходов бюджетов Республики Крым и Севастополя).

КУРОРТНЫЕ БУДНИ

Как живет Крым сегодня? Глава Ростуризма Зарина Догузова с горечью констатирует, что турпоток в Крым в этом году снизится по меньшей мере на 30%. Дважды Минтранс пытался уговорить Минобороны, чтобы они разрешили возобновить авиасообщение с Крымом. Но военные ни в какую. Ведь имеются определенные сложности с идентификацией гражданских бортов системами ПВО, и нет гарантий, что ракета не перепутает цель. А еще и с украинской стороны могут пойти на очередной теракт.

С поездами в этом году тоже проблемы. Довольно остро ощущается нехватка вагонов. Скорость движения невысока. Из Москвы в Симферополь с пересадкой в Краснодаре или Ростове - не у всех хватает нервов на такое путешествие. Притом что билетов недостаточно, цены довольно высокие - купе около 10 тыс. рублей.

Самый популярный вариант поездки - на автомобиле. Есть отличная трасса из Москвы - М4 - с десятком шлагбаумов для взимания платы по пути. Если ехать в выходной, за легковушку выходит порядка 3 тыс. рублей, если в будни - где-то на треть дешевле. С таксистом можно договориться тысяч за 25. Через 20 часов будешь на море.

Но есть нюансы. Как только заканчивается Воронежская область, поток автомобилей становится просто огромным. Ехать в потоке бывает неуютно, а как стемнеет - даже страшно. Ночной поток вообще едва ползет. Настоящий треш начинается как раз за 150 км до Крымского моста. Трассой эту дорогу уже не назвать…

Большая проблема - отсутствие обочины на трассе «Таврида». Обещанного расширения трассы из Симферополя в Алушту пока не случилось. Серпантин на Ай-Петри, как и прежде, находится в аварийном состоянии. Подъезды к морю перекрыты цепями или перекопаны - от Алушты, чтобы свернуть к морю, двигаясь в сторону Феодосии, надо проехать не один десяток километров.

Пляжи тут, как рассказывают знакомые крымчане, полупустые. Полна людей только Ялта - там все как обычно. При этом в Крыму в этом году небывалая дешевизна. Торговцы возмущаются тем, что их вытесняют конкуренты из Херсона и Мелитополя. Килограмм клубники на рынках стоит порядка 160 рублей, черешни - 120-130. В прошлом году в это же время было вдвое, а то и втрое дороже…

Остается только надеяться, что недалеко то время, когда наконец полетят самолеты, появятся новые железнодорожные пассажирские составы, будут отремонтированы и достроены дороги - и тогда Крым наполнится счастливыми людьми, которые будут гордиться тем, что приехали на один из лучших курортов мира.

Андрей Князев,

Антон Лавров.

Фото: Pixabay.com