Крым тревоги нашей
ЛЮБИМЕЦ СОВЕТСКОЙ СТРАНЫ
После завершения Великой Отечественной войны, во время которой полуостров был ареной тяжелейших боев, Москва не жалела средств для восстановления Крыма.
Именно тогда под Керчью появился Камыш-Бурунский железорудный комбинат. Он обеспечивал рудой гиганта советской металлургии - завод «Азовсталь». В середине 60-х тут открыли 40 новых промышленных предприятий, а уже в 70-е годы объем промышленного производства увеличился почти в семь раз по сравнению с предвоенным 1940-м. До войны орошаемые земли на полуострове занимали 38 тыс. гектаров, к концу 1982-го - около 330 тысяч.
Продукция крымской промышленности была известна далеко за пределами полуострова. Люди старшего возраста хорошо помнят, какими популярными были телевизоры «Фотон» и магнитолы «Ореанда», которые делали в Симферополе.
ПАСЫНОК УКРАИНЫ
К 2014 году более 60% валового регионального продукта Автономной Республики Крым занимал сектор услуг (торговля, транспорт, связь и т. д.). Промышленность скатилась до 16%, сельское хозяйство - до 10%. А доля туристического сектора - до 4%. Примерно 80% доходов от туристического бизнеса оставались в тени. Крымчане сдавали свои квартиры и дома отдыхающим, а о налогах никто и не вспоминал. В результате туристический сбор в последнем украинском 2013 году составил только 30 млн рублей (0,1% от доходов бюджетов Республики Крым и Севастополя).
КУРОРТНЫЕ БУДНИ
Как живет Крым сегодня? Глава Ростуризма Зарина Догузова с горечью констатирует, что турпоток в Крым в этом году снизится по меньшей мере на 30%. Дважды Минтранс пытался уговорить Минобороны, чтобы они разрешили возобновить авиасообщение с Крымом. Но военные ни в какую. Ведь имеются определенные сложности с идентификацией гражданских бортов системами ПВО, и нет гарантий, что ракета не перепутает цель. А еще и с украинской стороны могут пойти на очередной теракт.
С поездами в этом году тоже проблемы. Довольно остро ощущается нехватка вагонов. Скорость движения невысока. Из Москвы в Симферополь с пересадкой в Краснодаре или Ростове - не у всех хватает нервов на такое путешествие. Притом что билетов недостаточно, цены довольно высокие - купе около 10 тыс. рублей.
Самый популярный вариант поездки - на автомобиле. Есть отличная трасса из Москвы - М4 - с десятком шлагбаумов для взимания платы по пути. Если ехать в выходной, за легковушку выходит порядка 3 тыс. рублей, если в будни - где-то на треть дешевле. С таксистом можно договориться тысяч за 25. Через 20 часов будешь на море.
Но есть нюансы. Как только заканчивается Воронежская область, поток автомобилей становится просто огромным. Ехать в потоке бывает неуютно, а как стемнеет - даже страшно. Ночной поток вообще едва ползет. Настоящий треш начинается как раз за 150 км до Крымского моста. Трассой эту дорогу уже не назвать…
Большая проблема - отсутствие обочины на трассе «Таврида». Обещанного расширения трассы из Симферополя в Алушту пока не случилось. Серпантин на Ай-Петри, как и прежде, находится в аварийном состоянии. Подъезды к морю перекрыты цепями или перекопаны - от Алушты, чтобы свернуть к морю, двигаясь в сторону Феодосии, надо проехать не один десяток километров.
Пляжи тут, как рассказывают знакомые крымчане, полупустые. Полна людей только Ялта - там все как обычно. При этом в Крыму в этом году небывалая дешевизна. Торговцы возмущаются тем, что их вытесняют конкуренты из Херсона и Мелитополя. Килограмм клубники на рынках стоит порядка 160 рублей, черешни - 120-130. В прошлом году в это же время было вдвое, а то и втрое дороже…
Остается только надеяться, что недалеко то время, когда наконец полетят самолеты, появятся новые железнодорожные пассажирские составы, будут отремонтированы и достроены дороги - и тогда Крым наполнится счастливыми людьми, которые будут гордиться тем, что приехали на один из лучших курортов мира.
Андрей Князев,
Антон Лавров.
Фото: Pixabay.com