"Мы увидели объявление на кокосовой пальме". В Омск прибыли необычные путешественники
Семья Клочковых из Новосибирска с двумя детьми совершили два кругосветных путешествия на яхте через Великие мысы и Антарктиду. Единственная в мире семья с детьми, совершившая самое южное в истории кругосветное плавание на яхте и достигшая Антарктиды, посетила Омск. Андрей и Марина Клочковы, а также их дочери 21-летняя Настя и 11-летняя Лада на парусной яхте "Леди Мэри" дважды обошли Землю, посетили все материки, прошли Южный океан. Гостили у полярников и кружили между айсбергами, плавали с китами и гуляли с пингвинами. Ночевали в австралийской пустыне с дикими динго и удирали от акул на экваторе, попадали в жестокие шторма и пять раз пересекли океаны. Второе кругосветное путешествие Клочковы завершили во Владивостоке 26 апреля 2022 года. Сейчас семья Клочковых совершает автопробег через Россию с востока на запад. В пути они проводят цикл встреч, вдохновляющих исполнять мечты. На этапе Новосибирск - Санкт-Петербург команда останавливается в городах: Омск, Златоуст, Нижний Новгород, Казань, Москва, Санкт-Петербург. Сегодня, 9 августа, Клочковы побывали в Международном пресс-центре МКР-Медиа , где рассказали о своём легендарном путешествии. О том, что вдохновило их на кругосветку и какое "географическое закрытие" они совершили в пути. - Первым этапом было прочтение книги "Дети капитана Гранта" в 8 лет. Я прочла её ещё в школе 12 раз. Так появилась параллельная вселенная в жизни. В советское время было понятно, что эта вселенная реальностью не станет. Мы росли, обустраивали жизнь, много работали, создавали бизнес. С Андреем у нас оказались похожие мечты. Но мы откладывали их на пенсию. Вторым шагом, который подтолкнул нас к кругосветному путешествию, стала болезнь старшей дочери Насти. В три года ей поставили диагноз "бронхиальная астма". Мы увезли дочь на Алтай лечиться климатом, где мы вместо пары недель остались на 2,5 года. Нам пришлось переводить бизнес на удалённый формат. На зиму мы для Насти выезжали в тёплые страны. В одной из таких поездок в Таиланд мы увидели объявление, прибитое к кокосовой пальме: "Возьмём в экипаж яхты от 2 до 4 человек. Еда и топливо вскладчину. Пройдём две тысячи миль по океану. Обойдём все Филиппины". Мы с Андреем воскликнули: "А что так можно было?!". Мы посмеялись и решили всё же дождаться пенсии. Но зерно внутри начало прорастать, - говорит помощник капитана Марина Клочкова. Так или иначе, но уже через пять лет прочтения того самого объявления на пальме семья Клочковых переезжает на долгие восемь лет жить на собственную яхту "Леди Мэри", на которой вчетвером совершит две непростые кругосветки. - К моменту покупки яхты я уже отучился на яхтенного капитана, получил за достаточно короткий срок большой опыт. Участвовал в регатах в Средиземном и Северном морях, перегонял яхты, в основном в Европе. И в 2012 году мы сделали пробный выход с семьёй. Яхта была взята в аренду на Канарских островах. Мы обошли их почти все. За два дня до этого похода Марина сломала руку. Младшей дочери Ладе было 1,5 года. Старшей Насте - 12 лет. Я - новоиспечённый капитан. Вот таким составом и был наш первый семейный выход, - смеётся Андрей. После того как затея увенчалась успехом, в 2013 году в Испании семья стала обладателем своей парусной яхты Nauticat 40 "Lady Mary" 1988 года постройки. Площадь восьмиместной яхты 108 кв. метров. Яхту купили вместо двухкомнатной квартиры в Новосибирске. Говорят, очень хотелось воплотить мечту в жизнь и найти "капитана Гранта". - Мы понимали, что на яхту мы переедем не просто на каникулы. У нас сразу была задача. Мы на своей яхте первый раз вышли в Средиземное море не летом, а зимой. Совершенно нет туристов. Из яхтсменов мы видели несколько раз морских волков. Были шторма, температура всего +10...+15 градусов. Уже во время путешествия оказалось, что у меня есть куча страхов. Даже смелая девочка, обрастая детьми, превращается в курицу-наседку. В реальности всё не так, как в книге. Когда ты отправляешься в путешествие, ты подрубаешь все корни, и отныне твой дом - это качающаяся скорлупка, и вся семья здесь же. Было очень сложно переезжать. Но бессмысленное существование нас никогда не привлекало, - объясняет Марина. - Когда слово "кругосветка" начало звучать как план, я спросила Андрея, сможем ли мы пройти по 37 параллели, поискать "детей капитана Гранта"? Андрей ответил, что туда не ходят. Обычный маршрут лежит вдоль экватора, через Панамский канал, с востока на запад по тёплым местам. Комфортная дорога в океане. А идти на 37 параллель - это идти к 40-м широтам, это идти с запада на восток и это другие условия. Семьям с детьми там делать нечего. И мы как-то эту идею оставили. Когда же мы входили в Панамский канал, я предложила идти на остров Пасхи. Оказалось, что туда тоже особо на яхтах не ходят. Это три недели от экватора рубиться против ветра. Именно поэтому на о. Пасхи заходят около 30 яхт в год всего. На острове мы провели месяц, и каждые три дня крепкий ветер меняет направление, и приходилось бегать от него прятаться. Этот поход на остров был предтечей нашей большой кругосветки в Антарктику. Он закалил нас, и мы были готовы к серьёзным вещам. Сидя на диване, замышлять кругосветное плавание очень страшно. Особенно если ты уже не юный. Но когда ты идёшь шаг за шагом, всё становится не так ужасно, - делится Марина. На Маркизских островах Андрей и Марина заболели. Отравились токсичной рыбой. Это сильно задержало путешественников. - В связи с болезнью мы не успевали пройти сезон тихоокеанских ураганов до Новой Зеландии, чтобы там укрыться. У нас была альтернатива - провести этот сезон на экваторе. Но мы поняли, что не хотим полгода стоять в жарких условиях, когда из развлечений только кокосовые пальмы. Я говорю: "Марин, мы всё ещё можем пойти капитана Гранта поискать на 37 параллель, а оттуда к мысу Горн". И мы за сутки, находясь в океане, приняли решение и пошли по координатам острова Марии Терезы на 37 параллель. Там в этом районе есть ряд островов-призраков. Их наносят до сих пор на морские карты. Мы прошли по координатам этих пяти островов и доказали, что их не существует. Совершили так сказать "географическое закрытие", - говорит Андрей. 11-летняя Лада Клочкова, которая провела на яхте почти всю свою жизнь (впервые в плавание родители взяли её в возрасте 1,5 лет - прим. ред.) , является самым юным моряком постсоветского пространства, который прошёл мыс Горн и ходил в Антарктиду. Лада Клочкова - На яхте я - юнга. Мои обязанности - включать и выключать якорные огни, чтобы нас видели другие суда. Я также помогаю ставить паруса. Есть ночные вахты. Смотрю за приборами. Помогаю папе с ремонтом, если надо. В дороге мы читаем, смотрим фильмы, делаем уроки. Жизнь на яхте отличается жизнью на суше только тем, что твой дом плавает на море. Пару раз я стояла у штурвала одна. Когда тебе доверили целую яхту - это прикольно. Сейчас на большой земле скучаю по яхте. Но на самом деле ощущения нет, что ты далеко уезжал. Будто мы в отпуске побывали. Я думала, что приеду и мне придётся привыкать к дому. Но нет, - говорит Лада. Дома, в Новосибирске, семья не была семь лет. - В пути ты получаешь уроки, которые не про чудеса бытия. Они о другом. Мы скучаем по жизни путешественников. Я понимаю, что если бы я была обречена остаться жить на земле всё время, не выходя в море, и наша яхта не ждала бы нас, было бы очень тягостно. Было бы ощущение обречённости на обычную жизнь. А после таких путешествий ты уже обычной жизнью жить можешь, но ты всё время хочешь в море. Сейчас нам нужны 1,5 года, чтобы решить бытовые вопросы. И будут новые проекты, - говорит Марина. Следующий проект, который хотят реализовать Клочковы, будет с привлечением других людей в команду, возможно, туристов и в сотрудничестве с РГО. - Вернувшись на землю, мы поняли, что можем жить в любых условиях. Адаптационные способности после двух кругосветок после жизни в разных странах и общения с людьми разной ментальности на высшем уровне. Что касается стоимости, то сегодня яхтсменами выверена определённая сумма - это 500 долларов в месяц на человека, если ты идёшь по тропическим широтам. Плюс такая же сумма на содержание яхты. Этого хватает, чтобы совершить кругосветку. При условии, если экипаж может сам совершать техническое обслуживание судна. Это полностью жизнь на судне. Без гостиниц, походов в рестораны на берегу и т. п. На борту у нас спутниковая связь. Это 100 евро за 5 МБ. Этого хватает на два месяца для получения прогноза погоды и нескольких писем без фото по электронной почте. Фото мы добавляем с земли, - поясняет капитан Андрей Клочков. Сейчас "Леди Мэри" пришвартована во Владивостоке на острове Русский в яхт-клубе "Алые паруса". Осенью Клочковы отправятся во Владивосток, чтобы подготовить её к зиме. Мест, которые своими глазами увидели Клочковы, множество. Но признаются, больше всего их поразила Антарктида. - Мы ждали там белую пустыню и бело-чёрные цвета вокруг. Оказалось, там такие красивые горы! Много животных, пингвины, морские слоны. У берегов тёмно-синяя вода, почти чёрная. И когда мы увидели всё это, мы были удивлены и поражены. Это не передать словами, - делится впечатлениями Лада. У Клочковых свой сайт Travely-Family. Он создан 8 лет назад, своего рода судовой журнал. Все посты сюда идут прямо из сердца океана. Марина - профессиональный журналист. Второе высшее образование получила в Санкт-Петербургском университете. Отчёты из путешествия - её работа. Сейчас она готовит книгу. В 2020 году Клочковы стали финалистами премии "Хрустальный компас". Полную версию рассказа о путешествиях семьи Клочковых можно посмотреть здесь. Фото: Международный пресс-центр МКР-Медиа