Войти в почту

Роковое восхождение

Из салона выгрузили тела девяти погибших на вулкане Ключевской скалолазов - тех, за чьей судьбой несколько дней следила вся страна. Теперь эксперты рассуждают о том, почему туристы все чаще гибнут на горных маршрутах и что делать, чтобы этого избежать.

Роковое восхождение
© Мир новостей

В СВЯЗКЕ В ОДНОЙ С ТОБОЙ…

Ключевская сопка - самый высокий активный вулкан на евразийском материке. Нельзя сказать, что она очень сложна для опытных туристов. Но за простотой таится немало неприятных неожиданностей. «Кроме обычных опасностей в горах - лавин, падений в трещины, срывов со склона - есть отверстия в вулкане, из которых могут идти пар, ядовитый дым, лава может плеваться», - предупреждает чемпион России по альпинизму Тихон фон Штакельберг.

Группа из 10 туристов и двух гидов вышла на маршрут 30 августа. 3 сентября она была уже почти у вершины. Здесь Анастасии Усачевой и Роману Аверину стало плохо. Гиды приняли решение спустить их вниз на высоту 3300 метров в укрытие, которое здесь называют домиком вулканологов. С заболевшими пошел гид Иван Алабугин. В это время погода начала портиться. Ветер сбивал с ног, к тому же кругом - свободно лежащие камни, легко падающие вниз. Но группа продолжила восхождение.

Когда Роман и Анастасия уже подходили к укрытию, с Иваном Алабугиным связался второй гид Андрей Мищенко. Он сообщил, что у них наверху трагедия. Один из туристов сорвался со склона и потянул за собой остальных. В результате срыва трое погибли сразу, остальные, включая гида, получили травмы.

Алабугин, оставив двух туристов в домике, поднялся к месту трагедии. Он разбил лагерь и начал оказывать первую помощь. Было ясно, что рассчитывать на спасателей сложно - ветер уже шквальный, ни один вертолет не смог бы приземлиться в таких условиях.

На следующий день умер один из туристов. За ним - еще трое. После смерти последнего он спустился в укрытие. Там через несколько дней их и нашли сотрудники МЧС.

Камчатский гид Александр Биченко рассказал журналистам, что накануне на вулкан пыталась подняться группа очень опытных альпинистов. В нее входили спортсмены, которые хотели защитить звание «Снежный барс России». У каждого за спиной - самые сложные вершины мира. Но даже эти люди не решились продолжать восхождение. «Отработав половину маршрута, поняв, насколько там сложная ледовая обстановка, ребята повернули назад», - утверждает Биченко. Почему плохо подготовленные любители все же продолжили опасный поход, он понять не может.

ПОГИБЛИ ПЯТЕРО

Похожая трагедия случилась в сентябре прошлого года на Эльбрусе. Группа из 19 альпинистов совершала восхождение. Туристы поднялись на высоту 5,4 тысячи метров, но спуститься обратно не смогли. Начался снежный буран, температура воздуха на вершине упала до минус 20 градусов.

Только к вечеру первая бригада спасателей смогла подняться наверх и начать эвакуацию. На тот момент уже 11 человек не могли передвигаться самостоятельно. В итоге погибли пять человек - от травм и обморожений.

СПОРТ СТАЛ БИЗНЕСОМ

Беда в том, что многие заблуждаются, отождествляя альпинизм и горный туризм. Потому что альпинизм — это спорт, а турбизнес привлекает к этому спорту людей, совершенно не готовых. Альпинисты месяцами пропадают на сборах в альплагерях, повышают квалификацию, получают разряды. А тут человек, который горы только в телевизоре, возможно, и видел, отправляется на вершину. Такого, случись в горах непредвиденное, и профессиональный гид вряд ли спасет, но проблема усугубляется еще и тем, что и с проводниками беда. В большинстве случаев это просто люди, знающие определенный маршрут. Зачастую они и сами не имеют достаточного опыта, не способны определить моральное и физическое состояние туриста, его готовность к восхождению. И что самое страшное, игнорирующие коварство гор, тех же погодных условий, которые могут внезапно меняться, безжалостно убивая не только новичков, но и профессиональных спорт­сменов.

Ситуация, когда туристы упрямо продолжают подъем, игнорируя непогоду, не такая уж редкая. Иногда гиды понимают опасность, но становятся жертвами упрямства своих подопечных. «Люди заплатили деньги и думают, что это должно гарантировать им восхождение. Я хожу на Эльбрус достаточно часто, там это рядовая ситуация. Гид принимает решение: «Разворачиваемся». Группа: «А деньги вернете?» И находится обычно один настойчивый, который уговаривает продолжить путь к вершине, заставляя гида топать вместе со всеми», - говорит генеральный директор одной из туристических компаний Сергей Ромашкин.

Сегодня горный туризм становится все популярнее. А опытных инструкторов не так уж много. «И поэтому люди обращаются к тем, кто не совсем профессионально этим занимается. Люди в попытке сэкономить, получить адреналин за небольшие деньги обращаются к непрофессионалам и попадают в опасные ситуации», - считает тренер Центральной школы инструкторов альпинизма Денис Киселев.

Заслуженный спасатель России, спасатель международного класса Александр Гофштейн, несколько десятилетий работающий на Эльбрусе, говорит, что коммерческие группы и непрофессиональные гиды — это беда всего российского альпинизма.

«Эльбрус теперь — это дорогостоящий развлекательный комплекс, аттракцион. С появлением коммерческих восхождений мы получили огромный пласт людей, которые без какой-либо подготовки хотят оказаться на вершине. «Сходить» на Эльбрус стало престижно. Потакая запросам, множатся фирмы-поганки, которые, прикидываясь опытными восходителями, хорошими организаторами, ведут новичков на вершину», - утверждает Александр.

Большинство компаний, которые водят туристов в горы, — это индивидуальные предприниматели без образования юридического лица. Чаще всего они работают без договоров. Такие люди заинтересованы в том, чтобы получить 100% успешных восхождений. В этом случае их рейтинг повысится. Поэтому и рискуют, ведут участников на вершины даже при неблагоприятном прогнозе погоды.

НУЖНЫ ЗАПРЕТИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ!

Подготовка инструкторов - еще одна головная боль для профессионалов. Наличие документов о том, что человек отучился по профстандартам, никто не контролирует. Поэтому группы новичков все чаще водят люди, не имеющие ни альпинистских навыков, ни удостоверений инструкторов-проводников.

«Прежде всего нужно создать систему подготовки горных гидов. И жестко их контролировать. Все это уже есть в Европе. Гид ведет людей, его квалификация не вызывает ни у кого сомнений. Он отвечает в том числе и за физическое состояние восходителей. Слабый клиент, какие бы деньги ни внес, на штурм просто не попадет», - считает Гофштейн.

Кстати, такие разговоры ведутся уже много лет - всякий раз после очередной трагедии, которая даже не всегда заканчивается тюремными сроками для организаторов горных маршрутов. Поэтому и не иссякает желание туристов задешево «сбегать» на гору, а у фирм - заработать на них.

Между тем была у наших депутатов неплохая идея - заставить горе-туристов и организаторов рискованных походов оплачивать спасательные операции из собственного кармана, а также штрафовать нелегальные группы за несанкционированное восхождение. Но не смехотворными 10000 рублями, а суммой, весомо ощутимой для доморощенных гидов, ведь на кону - жизни людей. Вот если бы эти начинания депутатов закрепили законодательно, тогда бы и не было трагедий в горах.

Наталья Пуртова.

Фото: ADOBE STOCK