В июне 2022 года было открыто движение поездов на участке Хотан-Жоцян, который стал замыкающим звеном железнодорожной линии вокруг пустыни Такла-Макан на северо-западе Китая. Как отметила корпорация «Китайские железные дороги» (China Railway Group), ввод в эксплуатацию последнего участка длиной 825 км ознаменовал появление первой в мире кольцевой железной дороги, полностью опоясывающей песчаную пустыню. Общая протяженность «петли» составляет 2712 км. Такла-Макан, одна из крупнейших подвижных пустынь в мире, расположена в центре Таримской впадины в районе южного Тянь-Шаня. С запада на восток она простирается почти на 1000 км, с севера на юг – около 400 км. Примерно на 85% пустыня состоит из подвижных песчаных дюн. Ее название переводят с уйгурского как «гиблое место» или «море смерти». Тем не менее китайские строители уже не в первый раз покоряют пустыню, устанавливая мировые рекорды. Так, например, всего за два года (с 1993 по 1995 год) через Такла-Макан было проложено Таримское шоссе длиной 552 км. Оно стало самой протяженной в мире автомобильной дорогой через зыбучие пески. В 2018 году на северо-западе Китая началось строительство железной дороги Хотан-Жоцян, которая должна была сомкнуть кольцо вокруг пустыни Такла-Макан вместе с ранее построенными линиями в Синьцзян-Уйгурском автономном районе: Голмуд-Корла, Кашгар-Жоцян и Южно-Синьцзянской железной дорогой.
Последний кольцевой участок длиной 825 км соединил город Хотан и уезд Жоцян во Внутренней Монголии, что существенно сократило время в пути для пассажиров и грузов. Кроме того, по данным Урумчийского филиала «Китайских железных дорог», новая колея в пустыне впервые открыла доступ к железнодорожному транспорту для жителей некоторых уездов в южной части Синьцзяна. 65% однопутной линии проложено в пределах южной окраины пустыни Такла-Макан. В среднем китайские строители укладывали по 2 км пути в сутки. В пиковый период на стройплощадке было занято около 1200 рабочих. Из-за резких перепадов температур работы по сварке стыков велись исключительно ночью.
Поскольку главная местная угроза для железной дороги – песчаные бури, для ее защиты построили пять виадуков общей длиной около 49,7 км. Кроме того, вдольтрассовые полосы укрепили зелеными насаждениями. Всего было высажено 50 млн кв. м травянистых растений и 13 млн древесных саженцев. Общая протяженность ветрозащитных полос достигла 300 километров. В марте 2022 года линия Хотан-Жоцян успешно прошла динамические испытания. Проектная скорость движения поездов по участку – 120 км/ч. Вдоль всей линии расположены 22 станции, из них 11 – пассажирские. Новая железная дорога также будет способствовать наращиванию грузопотока с северо-западных районов Китая, в том числе доставке хлопка, орехов, фиников, а также полезных ископаемых в другие провинции.
ем временем корпорация «КЖД» и власти Синьцзяна продолжают работу по развитию железных дорог, чтобы создать более разветвленную транспортную сеть вокруг пустыни Такла-Макан. «По состоянию на конец 2021 года общая протяженность железных дорог в регионе составляла 8 151 км, что имеет большое значение для местного социально-экономического развития», – подчеркивает агентство «Синьхуа». Фото: Вэнь Синхуа/China State Railway Group Co, Xinhua