Капитан "Арабеллы" Роман Лизалин: "Я сам перегнал "Чайку" в Петербург"
Построенный в Зеленодольске единственный российский газоход показал себя в Казани и ушел в Питер
Как выяснило "Реальное время", первый татарстанский и единственный в России газоход "Чайка", построенный на АО "Зеленодольский завод им. Горького", своим ходом ушел в Санкт-Петербург. Перегнал его туда знаменитый капитан теплохода "Арабелла" Роман Лизалин, который 11 лет назад первым пришел на помощь пассажирам затонувшей "Булгарии", а летом 2022-го осуществил свою давнюю мечту — вернуть Казанке статус судоходной реки. В нашем материале — информация из первых рук о дальнем рейсе "Чайки", новом экскурсионном судне, которое строится, чтобы возить туристов по Казанке и Волге и новой мечте капитана.
"Мы рассчитываем строить эти суда для себя и продавать в другие регионы"
— Мы проделали колоссальную работу, чтобы построить первое в России речное судно, которое бы ходило на сжиженном газе, и строили первую "Чайку" специально для того, чтобы она ходила по Казанке — могла проходить под нашими мостами и имела небольшую осадку, — рассказал "Реальному времени" Роман Лизалин. — Мы планировали эксплуатировать его здесь, на Казанке, но возникли некоторые нюансы, в том числе с инфраструктурой газового обеспечения.
Эти сложности, убежден капитан, были преодолимы, совместно с руководством Татарстана было запланировано строительство водных газовых заправок, но тут вмешался случай:
— К нам обратилась питерская компания, которой очень понравилось наше судно. И эта компания очень сильно нас попросила "Чайку" продать. Жалко было, но мы ее отдали с тем расчетом, что еще построим такие суда — целую серию.
Я сам перегонял "Чайку СПГ" до Питера, мы попали в шторм в Ладожском озере. Волна была далеко за два метра, а судно вело себя стабильно и надежно. После такого испытания можно смело сказать, что мы получили хороший продукт. И теперь мы рассчитываем, что будем строить и продавать его не только в Питер, но и в другие регионы. И будем строить такие суда для себя.
"Чайка" номер два готова на 70 процентов
Лизалин рассказал, что сейчас достраивается новая "Чайка" — на дизельном ходу. В остальном — почти такая же, как газоходная, но большей вместимости:
— Это стало возможным, поскольку в основу этой модели судна была положена модульная система. У нее единый гидродинамический корпус, а вот двигатель мы можем встраивать любой — газовый, дизельный, электрический… И размеры судна тоже могут быть разными — длиннее, короче, выше, ниже. Мы разрабатывали "Чайку" на долгую перспективу, чтобы потом можно было применять это судно для разных целей.
Новая "Чайка", по словам Лизалина, сейчас находится в 70-процентной готовности. Ее пассажировместимость на треть больше, чем у газохода — та была рассчитана на 176 человек, а эта — на 250. Но она так же, как и первая "Чайка", может проходить под низкими мостами на Казанке. Класс судна — "О", это означает, что оно способно выдержать без последствий волну высотой 2 метра.
"Мы открыли ворота, в которые может заходить бизнес"
Мечта Лизалина сделать Казанку судоходной сбылась, как он говорит, во многом благодаря первой "Чайке":
Благодарить за то, что все получилось, подчеркнул капитан, следует тех, кто поддерживал его идею с самого начала: президента Татарстана Рустама Минниханова, Ивана Егорова и холдинговую компанию "Ак Барс", гендиректора Зеленодольского завода имени Горького Рената Мистахова — без них, говорит он, этого проекта не случилось бы. А чтобы проект имел удачное завершение, Лизалину пришлось поработать, так сказать, пиар-менеджером:
— Мы сняли клипы, рекламные ролики, показали их представителям бизнеса. Дескать, вот, смотрите, как это интересно, как это привлекательно — приходите и пользуйтесь. В общем, мы открыли ворота, в которые сейчас может заходить частный бизнес и вообще любой желающий.
И частный бизнес зашел в эту нишу. В августе 2022 года по Казанке наконец начал ходить с экскурсиями речной трамвайчик — его маршрут начинался и заканчивался у "Чаши".
Доплывем до Нижнего и Самары, если государство поддержит
— Судоходство на Казанке — идея замечательная. Но она рассчитана на туристов и отдыхающих, а многие люди помнят, как по Волге ходили не туристические, а пассажирские суда, как на "Метеорах" за считанные часы добирались до Нижнего и Самары, как на пассажирских теплоходах либо на скоростных судах с пересадками можно было пройти практически всю Волгу. Есть планы хоть что-то из этого возродить? — поинтересовалось "Реальное время" у капитана "Арабеллы".
— Бизнес плавает, в основном, на "бэушных", старых судах, и они постепенно выходят из строя, — указал Лизалин на одну из главных причин, по которым на Волге пропали пассажирские теплоходы. — А судоходство — это капиталоемкий и долгий проект. Частный бизнес с такими проектами не работает — кто вложит в дело деньги, зная, что они "отобьются" только через 50 лет? Судостроение всегда дотировалось государством, и сегодня задача государства — помочь этой отрасли. Сейчас существует программа субсидирования процентной ставки лизингового платежа, утилизационные гранты — эти механизмы работают. Но мне кажется, этого недостаточно, нужны еще какие-то рычаги, чтобы частный бизнес был заинтересован в покупке судна.
Однако возродить регулярные пассажирские перевозки скоростным водным транспортом, по его мнению, все-таки реально. У Лизалина и работающей с ним команды энтузиастов есть новый план и новая мечта:
— Сейчас пассажирские перевозки на Волге осуществляет судоходная компания, которая принадлежит Республике Чувашия. У нее три скоростных судна типа "Валдая", которые ходят между Чебоксарами и Казанью. Но мы хотим реализовать куда более обширную программу — программу межрегиональных комплексных пассажирских перевозок. Мы надеемся объединить Нижегородскую область, Республику Татарстан, Ульяновскую и Самарскую области и работаем над моделью бизнес-плана. Я уже даже набросал примерное расписание.
— Речь идет именно о регулярных пассажирских перевозках, не о туристических?
— Да, и суда должны из каждого пункта идти навстречу друг другу. Мы знаем, какие нам нужны суда, знаем, где их построить, и знаем, что технические ресурсы для реализации этого проекта имеются. Регионы в эту работу включились, дело за остается "малым" — найти источник финансирования. Государство такие инициативы поддерживает, и мы рассчитываем, что сможем это сделать в рамках какой-либо госпрограммы. А остальное станет делом техники — надо будет только определиться, на чьем балансе в итоге окажутся суда. Мне кажется, что это должна быть единая организация, а не отдельные в каждом регионе, тогда будет обеспечена слаженная работа.