Войти в почту

День машиностроителя: Как промкооперация помогает Беларуси и России не зависеть от санкций

День машиностроителя, отмечаемый в последнее воскресенье сентября, был установлен в СССР в 1980 г. Сегодня развитие отрасли машиностроения – одна из важнейших задач в плане обеспечения технологической независимости Беларуси и России. В Москве и Минске неоднократно подчеркивали, что санкции не нанесли катастрофического ущерба экономикам двух государств, а лишь открыли новые возможности для развития импортозамещения. О том, как две страны объединяют усилия для противостояния западным ограничениям, читайте в материале «Евразия.Эксперт».

День машиностроителя: Как промкооперация помогает Беларуси и России не зависеть от санкций
© Евразия Эксперт

Лучший ответ на санкции

Как отмечали в российском правительстве, лучшим ответом на западные санкции против Беларуси и России станет еще большее укрепление интеграционных связей, в том числе и экономических. Еще до введения серьезных ограничений Россия и Беларусь укрепляли интеграцию в рамках Союзного государства. В 2021 г. страны утвердили 28 союзных программ. В пакет включены и вопросы единой промышленной политики. По оценкам Москвы и Минска, уже выполнена половина совместных программ. При этом стороны уже работают над увеличением их числа.

В свою очередь, в Совмине Беларуси подчеркивали, что республика не только выдержала санкционное давление, но и получила окно возможностей для создания независимых производств. Как сообщали в Минске, после ухода иностранных компаний из России освободилась рыночная ниша в $11 млрд. Для эффективного противостояния западным санкциям Беларусь и Россия сделали ставку на развитие импортозамещения в машиностроении и некоторых других отраслях. Так, Россия планирует выделить Беларуси до $2 млрд на совместные проекты в импортозамещении на территории республики, преимущественно в машиностроении и электронике. Уже в ближайшей перспективе они позволят заместить весь критический для экономик двух стран импорт из стран Запада.

Беларусь имеет огромный потенциал в машиностроении, доставшийся от СССР. Эта отрасль является основным направлением промышленной специализации республики. В ней задействовано более 240 предприятий и организаций, обеспечивающих работой свыше 150 тыс. человек. Продукция белорусского машиностроения поставляется почти в 60 стран мира. Каждый десятый трактор в мире создан в Беларуси, а треть мирового рынка карьерных самосвалов занимает продукция завода БЕЛАЗ.

Благодаря эффективности своих механизмов и инструментов Союзное государство смогло не просто компенсировать последствия ограничений, но и извлечь из них выгоду для развития экономики. О широкой востребованности российско-белорусского интеграционного проекта говорит и то, что к нему хотят присоединиться другие страны.

Многоплановая кооперация

Беларусь поставила задачу увеличить объемы производства импортозамещающей продукции до $25 млрд в 2022 г. По словам президента Беларуси Александра Лукашенко, для развития импортозамещения необходимо не допустить снижения объемов производства и увеличения запасов на складах, обеспечить рост экспорта, организовать оперативное выявление и решение проблем на предприятиях.

Как отмечали в Минске, в рамках реализации этой цели Россия и Беларуси в разной степени прорабатывают 20 импортозамещающих проектов. Они предусматривают широкую кооперацию российско-белорусских предприятий и даже создание новых. При этом подобное взаимодействие является взаимовыгодным сотрудничеством: в условиях ограничений российский рынок является приоритетным для белорусских производителей, а Россия заинтересована в создании отечественной продукции микроэлектроники, станкостроения, машиностроения, металлургии и других отраслей.

Для выполнения поставленных задач промышленные компании Беларуси подключились к российской цифровой платформе МСП.РФ, а белорусские банки присоединятся к российской системе госзаказа. В Минске также предложили Москве создать «горячие списки» недостающих из-за санкций товаров, чтобы оперативно организовать взаимные импортозамещающие поставки.

В рамках кооперации планируется организовать совместное предприятие КАМАЗа и МАЗа, которое займется разработкой и производством автомобилей с использованием беспилотных и интеллектуальных систем. К этой работе будут привлечены предприятия «Горизонт», Минского подшипникового завода, холдинга БелОМО, холдинга БМК и другие. Такие белорусские предприятия, как «Амкодор», Могилевский лифтостроительный завод и другие уже ведут сотрудничество с российскими партнерами. Всего в России действует 70 совместных предприятий с участием белорусских компаний.

В сентябре МАЗ сообщил, что уже ликвидировал технологическую зависимость от подсанкционного импорта. Как сообщали в правительстве Беларуси, благодаря инвестициям импортозамещающее производство может быть внедрено в компаниях «Могилевхимволокно», БЕЛАЗ и других. В рамках Союзного государства был создан проект по разработке компонентов для спецтранспорта. Страны уже создали новые виды техники и свыше 100 узлов и агрегатов в рамках импортозамещения. Кроме того, в Россию активно поставляются белорусские троллейбусы и электробусы, а также производятся на российской территории. Востребована и белорусская строительная и сельскохозяйственная техника.

Важную роль в российско-белорусской кооперации играет межрегиональное сотрудничество. Так, итогам IX Форума регионов страны заключили около 60 межрегиональных соглашений на сумму около $1,2 млрд. Из-за растущих масштабов взаимодействия в Москве предложили принять новую региональную союзную программу, которая интенсифицирует импортозамещение и выведет интеграционный проект на новый уровень.

Развитие импортозамещения Москвой и Минском проходит не только в рамках Союзного государства, но и по линии других евразийских интеграционных проектов. В частности, страны ЕАЭС создали технологическую платформу «Гражданское авиастроение», которая объединяет усилия отраслевых вузов и НИИ, промышленных предприятий, ассоциаций, компетентных госорганов и институтов развития при координации импортозамещения в авиационной отрасли.

При этом в ЕЭК отмечают, что в Евразийском союзе могут быть сформированы перечни интеграционных проектов. Начало им может положить идея сквозной кооперации в машиностроении, предложенная Беларусью, а одним из первых примеров таких проектов – создание союзного электротранспорта из компонентов, произведенных в ЕАЭС. Кроме того, на межправсовете ЕАЭС была поставлена задача по выстраиванию технологического суверенитета. Для этого планируется финансировать промышленную кооперацию в объединении и определить перечень приоритетных интеграционных инфраструктурных проектов. В ШОС, частью которой станет Беларусь, также приняли программу по стимулированию промкооперации.

Перенаправление экспорта

В рамках интеграционного сближения Россия и Беларусь занимаются не только созданием собственных производств, но и переориентацией логистических и экспортных цепочек. Беларусь наращивает поставки в Россию и использует ее транзитный потенциал. В этой связи Минск еще в феврале 2022 г. анонсировал строительство белорусского порта под Санкт-Петербургом, а в июне республика уже начала отгружать через порт Бронка минеральные удобрения. Минск также заинтересован в мурманском порту, так как он имеет выход на Атлантический и Тихий океаны по Северному морскому пути. По сообщению властей Мурманской области, новый терминал для перевалки белорусских грузов в Мурманске сможет принимать от 5 до 7 млн тонн грузов в год.

Кроме того, власти Крыма также заявили о готовности предоставить свои порты для Беларуси, ведь полуостров позиционирует себя как «южные ворота Союзного государства». В руководстве региона подчеркивают: в местных портах развита инфраструктура, и нет необходимости строить дополнительные терминалы для перевалки грузов. Также предлагается создать российско-белорусскую судоходную компанию. Минск уже подписал с Севастополем соглашение о сотрудничестве, затрагивающее в первую очередь вопросы экспорта и импорта.

Белорусский экспорт переориентируется не только благодаря морским путям. Как отмечали в БЖД, Беларусь разработала 40 новых логистических маршрутов через 20 стран мира, в том числе Россию. Как отмечают в белорусской компании, для организации перевозок по новым направлениям задействован подвижной состав как белорусских собственников, так и операторских компаний других государств.

Таким образом, Россия была и остается основным экономическим и торговым партнером Беларуси, а также крупнейшим экспортным рынком для белорусских товаров. А в условиях фактической блокады белорусского экспорта Западом она обеспечивает перевалку белорусских товаров на рынки третьих стран.

Подготовил Илья Шаныгин