Войти в почту

Мегаполис без пробок и безопасная среда. Зачем развивать концепцию "Умного города"

За "умными городами" в сознании многих людей закрепилась репутация мегаполисов будущего, напичканных техническими новинками, - здесь и доставка дронами, и системы распознавания лиц, и магазины без продавцов и кассиров. На деле "умным" можно назвать тот город, в котором благодаря использованию цифровых технологий жизнь более комфортная, безопасная, а ресурсы расходуются разумнее и экономнее. Подробно о том, что из себя представляет концепция и как ее реализуют в России и других странах - в материале ТАСС.

Мегаполис без пробок и безопасная среда. Зачем развивать концепцию "Умного города"
© ТАСС

Как строится жизнь в "умном городе"

Существует много определений понятия "умный город". В целом это масштабная интеллектуальная система, объединяющая в себе различные информационно-коммуникационные технологии и аналитические сервисы на основе больших данных для эффективного управления городской инфраструктурой. Основной смысл "Умного города" в том, чтобы повысить уровень комфорта и качества жизни людей: улучшить сервис, сократить потребление ресурсов и снизить расходы - словом, оптимизировать процессы в самых разных областях с помощью современных технологий и повсеместной цифровизации.

Многие атрибуты "умного города" нам хорошо знакомы. Это системы видеонаблюдения и видеоаналитики, сортировка и переработка отходов, цифровые сервисы вроде Госуслуг, датчики контроля качества воздуха и даже смс-сообщения с оповещениями от МЧС, которые нам приходят в преддверии погодных аномалий. Другие составляющие скрыты от наших глаз. Мы не задумываемся, как устроен мониторинг состояния подземных инженерных систем, как города обеспечивают себя энергией и водой, как настраивается работа светофоров.

Легенды среди "умных городов"

В общем и целом, определенные "умные" аспекты внедряют практически все города. Но есть примеры, ставшие легендарными.

В 2006 году в ОАЭ стартовал проект создания эко-города Масдар. Планировалось, что он будет полностью обеспечивать себя энергией за счет альтернативных источников и станет городом с нулевым уровнем выбросов углекислого газа, исключительно беспилотным электрическим транспортом и обширными кварталами, спроектированными таким образом, чтобы даже при +50 сохранять прохладу. Но планы эти реализовать пока не удалось. Масдар напоминает город-призрак: здесь живет несколько сотен человек, построена лишь часть зданий, а от идеи исключительно автономного транспорта отказались из-за дороговизны.

Более успешный проект реализуют с 2017 года в китайской провинции Хэбэй в 100 километрах от Пекина. Город Сюнъань задумали как площадку для внедрения передовых градостроительных практик с повсеместной интернетизацией, зелеными технологиями, роботизированными кассирами и заправщиками для электрических автомобилей. По данным информационного агентства Синьхуа, сейчас из 177 проектов в городе реализованы 60. Здесь уже можно увидеть "умные" фонари, футуристичные эргономичные здания, роботов.

Сингапур является одним из флагманов в вопросах внедрения технологий "умного города". Здесь функционирует единая система Virtual Singapore, которая содержит все данные о мегаполисе - от расхода воды и электричества до основных строительных материалов и размера квартир. Дома оснащены "умными" сенсорами, помогающими экономить ресурсы, а такие же сенсоры на автомобилях позволяют отслеживать движение общественного транспорта. Кроме того, в Сингапуре хорошо налажена система видеоаналитики, которая позволяет молниеносно реагировать на преступления, а транспортная система является одной из самых эффективных в мире.

Как принципы "Умного города" внедряют в России

В России существует ведомственный проект Минстроя "Умный город", его развивают в рамках "Цифровой экономики". Областей для внедрения технологий пять:

городская среда (сюда входит развитие городских пространств, транспорта и "Умного ЖКХ"); безопасный город (к этому относятся общественная, транспортная и экологическая безопасность, реагирование на чрезвычайные ситуации и безопасные коммунальные хозяйства); цифровое городское управление (различные ведомства координируют действия между собой, граждане получают государственные услуги высокого уровня, работа правительства прозрачна, ее эффективность можно отследить); благосостояние людей (здесь продвигают здоровый образ жизни и уделяют внимание социальной сфере, культуре, образованию и туризму); инвестиционный климат (устойчивая экономическая система и инновации).

Для того, чтобы отследить прогресс во внедрении "умных" технологий, Минстрой совместно с МГУ разработал индекс "IQ городов". С его помощью оценивают эффективность городского управления, технологичность и удобство в сфере ЖКХ и транспорта, безопасность, экологичность, привлекательность для туризма - всего 47 показателей. Причем ошибочно полагать, что концепцию "Умных городов" реализуют исключительно в мегаполисах.

Методика расчета индекса IQ городов предполагает деление на четыре группы по численности населения: крупнейшие города (от 1 миллиона жителей), крупные (250 тысяч - 1 миллион), большие (100-250 тысяч), административные центры регионов и города-пилоты, участвующие в проекте "Умный город" (менее 100 тысяч человек). По итогам 2021 года в рейтинг входило 203 города. В первой категории лидировали Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, во второй - Тюмень, Рязань, Сургут, в третьей - Ханты-Мансийск, Реутов, Королев, в четвертой - Саров, Железноводск, Наро-Фоминск.

В Сарове единая платформа "Умный город" запущена 2018 году. С ее помощью можно, например, записаться к врачу, оплатить школьные обеды и забронировать место на катке - всего доступно несколько десятков услуг. Здесь же можно посмотреть расписание общественного транспорта и даже выстроить маршрут для людей с ограниченными возможностями. Словом, в Сарове доступно то, что мы привыкли ассоциировать с жизнью в городах-миллионниках.

Как концепцию "Умный город" применяют в Москве

Лидером в реализации концепции "Умный город" в России остается Москва. До 2030 года город поставил цель внедрить умные технологии почти во все сферы - от транспортной до медицинской. Здесь появится беспилотный транспорт, оцифруют все важные с исторической и культурной точки зрения документы, повсеместно создадут безбарьерную среду, будут применять различные гаджеты для постоянного мониторинга здоровья людей и расширят количество услуг, которые можно получить онлайн.

Многие составляющие "умного города" в Москве уже активно используются. Например, проект "Умный транспорт" объединяет светофоры, видеокамеры и детекторы мониторинга движения. Все данные попадают в Центр организации дорожного движения, который анализирует информацию в режиме реального времени и управляет ситуацией на дорогах. Во многом именно благодаря "Умному транспорту" в столице удается сдерживать пробки, несмотря на рост количества автомобилей.

Еще одна сфера реализации концепции - ЖКХ. Жители города могут отправлять показатели счетчиков учета воды дистанционно, наговаривая их голосовому роботу, и затем оплачивать квитанции онлайн, а на геоинформационном портале "Наш город" оставлять жалобы на работу коммунальщиков, дорожные службы. Сейчас на портале зарегистрировано уже почти 2 миллиона человек, а за 11 лет было решено почти 6,3 миллиона проблем. "Умный город" также дает возможность дистанционно записаться к врачу, посмотреть свою электронную медицинскую карту (ЭМК) или сделать свои предложения об улучшении жизни. Такой подход к планированию повышает безопасность в мегаполисе. Сейчас в Москве записи с камер используют при расследовании 70% правонарушений. Причем получить доступ к видео могут не только полицейские, но и сами граждане - в случае любого ЧП можно зарезервировать архивную информацию. Эти же камеры помогают контролировать работу коммунальщиков.

"Умные города" и эффективное планирование

Одно из главных преимуществ внедрения концепции "Умный город" - возможность составлять прогнозы по развитию на ближайшие годы. Например, выяснить, как, куда и в какое время движутся транспортные потоки, заранее предусмотреть строительство новых дорог и развязок, вовремя построить нужное количество детских садов. Есть подобные технологии и в России. Такие возможности предоставляет сервис "Аналитика городской среды" от компании МегаФон. На основе Big Data и искусственного интеллекта он позволяет анализировать состояние транспортного сектора и городской инфраструктуры. Также он поможет выяснить объем перемещений людей в регионе, их автономность и взаимосвязи: откуда и куда ездят жители, какие маршруты самые нагруженные, сколько новых автобусов имеет смысл выпустить на линию в тот или иной час.

Агрегированные данные о ежедневных перемещениях жителей позволяют понять, какой процент из них ездит на работу за пределы постоянного места обитания. С помощью этой аналитики можно обосновать необходимость строительства предприятий для увеличения количества рабочих мест, убедить инвесторов в привлекательности территории.

Также решение позволяет изучить посетителей какой-то конкретной локации, например, городского парка: кто в нем гуляет, на каком транспорте люди добираются, сколько времени в нем проводят, где именно отдыхают. Эта информация помогает рассчитывать нужное количество скамеек, добавлять новые дорожки и детские площадки, планировать строительство кафе и парковок. Плюс выяснить основные "точки притяжения" можно как в конкретном парке, так и в городе в целом, и получить данные в разрезе дня недели, времени суток или сезона года.

Кто выигрывает от внедрения принципов "умных городов"

Не только местные жители. "Умный" подход к городскому планированию позволяет значительно увеличить туристическую привлекательность городов, что стимулирует приток инвестиций, развитие инфраструктуры, более пристальную заботу об объектах культуры, участие в международных событиях - фестивалях, выставках, конкурсах. Изучить уже существующие точки притяжения гостей города, чтобы повысить удобство инфраструктуры вокруг них, также позволяют аналитические сервисы на основе больших данных. Но, помимо этого, сервис "Цифровой туризм" от МегаФона дает возможность понять, из каких стран и регионов в город приезжают туристы, как долго остаются, как они проводят время, и помогает в составлении стратегии развития территории.

Недавно по заказу Министерства туризма компания провела оценку уровня влияния внутрирегионального туризма на посещение 10 основных туристических городов с целью определить главные места концентрации туристов в ночное время суток. В результате были представлены аналитические срезы по посетителям, создана тепловая карта мест ночевок туристов. Выяснилось, что основной поток внутрирегиональных туристов приезжает на один-два дня в выходные. Соответственно, были сформированы специальные предложения для туристов по программе "Тур выходного дня" для увеличения объемов турпотока. Актуальные данные по местам концентрации туристов в ночное время позволили принять решение об улучшении условий размещения в наиболее популярных гостиницах.

Соединить интересы бизнеса и жителей

От внедрения технологий "Умного города" выигрывают все, поскольку сервисы, которые позволяют бизнесу находить целевую аудиторию, полезны и жителям. Благодаря им они получают необходимые услуги в нужном месте. Решение Footprint позволяет понять, где лучше всего размещать точки продаж, супермаркеты или рестораны, исходя из потребностей жителей района.

Footprint на основе всего массива информации о потенциальных клиентах дает рекомендацию о самом эффективном месте для размещения магазина, кафе, ресторана. Кроме того, будет сделан прогноз по среднему чеку, товарной выручке и перспективах развития. То есть Footprint сможет предсказать с большой долей вероятности, имеет ли смысл вкладываться в открытие магазина или ресторана в той или иной локации, или же заведение не привлечет новых посетителей, а только обеспечит переток в него уже действующих клиентов компании.

В результате горожанин получит нужную ему инфраструктуру рядом с домом, работой или по дороге на дачу. Не придется тратить время, чтобы добраться до супермаркета, детского магазина и любимой кофейни - все будет располагаться в пяти-десяти минутах ходьбы.