Игрушечную карту России представили на Форуме креативных территорий в Нижнем Новгороде
То, как новые игрушки могут становиться брендом территории, можно видеть на примере Дятла Гор и Оленя Нино, которые появились в год 800-летия Нижнего Новгорода. Развитие туристического потенциала через игровые традиции – новый российский тренд. Игрушечную карту России представили на Форуме креативных территорий в Нижнем Новгороде. По словам президента ассоциации индустрии детских товаров Антонины Цицулиной, туристический сувенир может нести национальный код, особенно если это изделия народных промыслов. «В Японии за каждой территорией закреплён игрушечный символ, – говорит эксперт. – Серии игрушек, связанных с конкретными территориями, выпускаются и в разных уголках нашей страны». Так, в Пермском крае на Краснокамской фабрике деревянной игрушки выпускают набор кубиков с дополненной реальностью «Энциклопедия Пермского края». Если навести камеру телефона в специальном приложении на кубик, он «оживает». Кубики активно используются в детских садах края – это уникальный краеведческий материал, учебное пособие. Мобильное приложение выполнено на трех языках – русском, английском, немецком. Туристы могут приобрести в качестве сувенира и куклу Топик, которую жители Краснокамска выбрали как символ города. Фабрика игрушек «Весна» в Кировской области – уникальный объект истории Вятского края. Здесь выпускают более миллиона кукол в год, в числе которых «Дымковская барыня», «Мирэя – символ области», «гжельская красавица», «хохломская красавица». В городе Боровичи Новгородского края есть фабрика игрушек-мякишей, которая является объектом регионального туризма.А изобретатель развивающих игр, кандидат технических наук Владимир Красноухов разработал головоломки, которые олицетворяют конкретные территории: есть головоломка «Киров. Вятка», головоломка «Пермь» и другие. «Мы сделали кубик для путешественников, который можно купить в качестве сувенира в конкретной местности, – рассказывает изобретатель. – Наш «Курский кубик», согласованный с мэрией Курска, вошёл в топ 10 лучших головоломок мира. У игрушки огромный потенциал войти в программу по краеведению, по истории». Свои туристические сувениры делают в парке «Воскресенское Поветлужье» Нижегородской области. «Большой популярностью пользуется мастер-класс по изготовлению гипсовых слепков следов животных, обитающих в парке, – рассказывает начальник отдела экологического просвещения при парке «Воскресенское Поветлужье» Дарья Волкова. – Такой слепок может стать елочной игрушкой или панно в рамке, это привлекает детей. С января по октябрь этого года к нам приезжали 4200 школьников». Удивительный сувенир – наличник-конструктор – разработан в Городце в семейной мастерской Валерии Кабелевой. Знаменитая глухая резьба по дереву – это культурный код Городца. «К 870-летию Городца был объявлен конкурс «Туристический сувенир Городца», –рассказывает Валерия. – Мы решили создать миниатюру наличника и получили звание победителя. Эта сборная миниатюра – точная копия наличника музея самовара, она максимально приближена к оригиналу. Собирать наличник нужно как конструктор. Также у нас разработал сувенир-наличник в виде магнита и елочной игрушки». Как отмечает Антонина Цицулина, городецкая игрушка может войти в «Энциклопедию наличников России». «Мы видим предпочтения детей на выставках и в магазинах дымковской игрушки, – говорит Антонина Цицулина. – Ребёнок помладше бежит к фигуркам животных. А девочки хотят купить барыню. Мамы спрашивают, зачем – она же бьется. Ответ очень трогательный: «Я буду любоваться». Организатор форума, заместитель директора департамента развития туризма и народных художественных промыслов Нижегородской области Юлия Бахтина, уверена: у компоновки «туризм и игрушка» огромный потенциал. «Это межведомственное взаимодействие, в котором могут быть задействованы образование, культура, туризм, реабилитация, – отмечает она. – Такие идеи позволят делать интересные проекты в Нижегородской области». Ранее сайт Pravda-nn.ru сообщал, что историк моды Александр Васильев рассказал о близости русской матрёшки и Японии.