Войти в почту

"Ъ": Росавиация разработала регламент на случай угона или захвата самолетов

МОСКВА, 19 октября. /ТАСС/. Росавиация разработала методические рекомендации для авиакомпаний о порядке действий при угоне или захвате самолетов и выборе аэродромов для принудительной или вынужденной посадки захваченного судна. Новую методику 31 августа подписал глава ведомства Александр Нерадько, сообщает "Коммерсантъ" со ссылкой на документ.

Рекомендации решили создать по итогам заседания оперативного штаба Национального антитеррористического комитета от 14 декабря 2021 года и это "не связано с последними событиями", рассказал газете источник в Минтрансе. Как отмечает "Коммерсантъ", в самом документе указано, что он составлен в соответствии с постановлением правительства № 943 от 15 августа 2018 года (о межведомственном взаимодействии при проверке информации об угрозе совершения теракта на транспорте). Авиакомпаниям новую методику разослали 22 сентября.

В документе Росавиация предложила конкретную последовательность действий при захвате. В приложении авиарегулятор приводит перечень российских аэродромов, рекомендованных для посадки в случае захвата. Как пишет "Коммерсантъ", в список попали два аэропорта Московского авиаузла (МАУ) и еще 13 крупных региональных аэропортов РФ.

Согласно данным издания, при получении достоверной информации о захвате судна экипаж самолета должен выбрать один из рекомендованных аэродромов для вынужденной посадки и по радиосвязи передать информацию о ЧП диспетчерам Госкорпорации по ОрВД и в центр управления полетами (ЦУП) авиакомпании. Затем органы ОрВД и ЦУП должны довести информацию до территориальных управлений ФСБ, МВД и Минобороны. Дальнейшая последовательность действий и необходимая для обеспечения посадки информация предоставляются диспетчерами ОрВД, указано в документе. Рекомендации для аэропортов в регламенте не приводятся, отмечает "Коммерсантъ". По данным одного из источников издания в МАУ, все механизмы давно проработаны и расписаны во внутренних и согласованных с регулятором правилах отработки ЧП.

В Домодедово газете рассказали, что регулярно отрабатывают различные нештатные ситуации. "Предусмотрен четкий алгоритм действий, основанный на международной практике и российском законодательстве", - заявили "Коммерсанту" в аэропорте.

Представитель Red Wings рассказал изданию, что каждая российская авиакомпания имеет собственный Emergence Response Plan (ERP, план реагирования на ЧС), который утверждается Росавиацией и предусматривает порядок действий при актах незаконного вмешательства в деятельность перевозчика. По словам представителя, ERP регулярно обновляют по рекомендациям авиарегулятора. В S7 Airlines также подтвердили "Коммерсанту", что в компании есть соответствующие инструкции, а экипажи и наземные службы ежегодно проходят подготовку и инструктаж по авиационной безопасности. Подавляющее большинство самолетов в РФ оснащено ответчиками управления воздушным движением для автоматической передачи информации диспетчерам, сообщил собеседник "Коммерсанта" в одной из крупных авиакомпаний. Эти ответчики реагируют на запрос диспетчерской службы четырехзначным кодом (7700 - "нештатная ситуация на борту", 7500 - "захват самолета"), который выставляется пилотом на панели управления, после чего на диспетчерском радаре включается система оповещения о ЧС. В Росавиации и Минтрансе воздержались от комментариев изданию.