Войти в почту

Комплексный подход к автоматизации и цифровизации деятельности авиакомпании дает максимальный эффект

В современных условиях повсеместной цифровизации информационные технологии становятся одним из важнейших инструментов конкуренции между бизнесами, в том числе, в коммерческой авиации. Специфика индустрии авиаперевозок, отличающейся сложностью, многоаспектностью и высокой степенью регулирования производственных и бизнес-процессов, в том, что ценностью обладает не отдельно взятый IT -продукт, а пакет программных продуктов, обладающий большими резервами адаптивности и интеграции с другими продуктами. На нынешнем этапе развития российской авиации уже не требуется доказывать, что автоматизация бизнес-процессов и переход на электронный документооборот (как внутри компании, так и с контрагентами) напрямую связаны с повышением эффективности производственной и коммерческой деятельности за счет точности прогнозирования, экономии времени и ресурсов и повышения безопасности полетов. Поэтому требования к IT-оснащенности авиакомпаний постоянно растут. «Сейчас, если в авиакомпании более трех ВС, операционная деятельность без применения информационных продуктов невозможна», — уверен Александр Белей, директор компании «Аэронавигатор». Он рассказал ATO.ru о том, как упрощает жизнь авиакомпании интегрированная автоматизированная система (ИАС) Meridian. Alliance . Расписание – основа производственной деятельности авиакомпании Авиакомпания – сложно организованная система с огромным количеством взаимосвязанных бизнес-процессов. Упрощая, можно сказать, что главные блоки этой системы – производственный и коммерческий. Тому, как устроена система PSS Leonardo провайдера «Сирена-Трэвел», которая реализует автоматизацию бизнес-процессов коммерческой и маркетинговой деятельности авиакомпании, посвящен ряд материалов ATO.ru. PSS Leonardo позволяет создать ресурс, продать билет и допуслуги и зарегистрировать пассажира, а также полностью обеспечить взаимодействие между всеми вовлеченными в этот процесс сторонами. Основным ресурсом, на котором строится работа коммерческой системы авиакомпании, является расписание. Но расписание появляется в PSS Leonardo уже в готовом виде – из производственной платформы авиакомпании. Например, ИАС Meridian.Alliance является такой платформой, состоящей из семи программных продуктов и обеспечивающей автоматизацию производственных процессов, связанных с эксплуатацией воздушных судов и личным составом, задействованным непосредственно в обслуживании рейсов. Расписание – основа создания суточного плана полетов (СПП), оборота ВС, планирования экипажей, управления ресурсами. Расписание авиакомпании создается в модуле Meridian.Net. Этот модуль обеспечивает все этапы «жизненного цикла»: от формирования проекта расписания, расчета провозных мощностей и налета на воздушное судно – до запрашивания слотов в аэропортах, оформления разрешений на использование воздушного пространства и т. д. После того, как расписание сформировано, оно передается не только в отдел продаж (в систему PSS Leonardo), но и в производство (где центр управления полетами и технические службы авиакомпании планируют под его реализацию конкретные воздушные суда), и в службу управления летным составом. Управление суточным планом полетов (СПП) через модуль Meridian.Ops, Это решение для управления парком ВС авиакомпании (какой самолет поставлен на конкретный рейс, какие разрешения нужно получить, если самолет ушел на запасной аэродром и т.д.). Кроме того, сюда же из инвенторной системы подгружаются все данные по пассажирам, а из модуля Meridian.Crew – график работы пилотов и бортпроводников. Здесь же анализируются стыковки, и при задержке рейса ЦУП видит, сколько задерживается транзитных пассажиров. Система позволяет контролировать выполнение работ по наземному обслуживанию воздушных судов. Важнейшим функционалом системы является аналитика производства. Руководители авиакомпании видят ключевые показатели по эксплуатации парка, коммерческой загрузке, регулярности полетов, летному составу и могут принимать взвешенные решения на основании уже подготовленных данных. Meridian для летного состава: модуль и приложения Управление графиком работы экипажей — задача модуля Meridian.Crew. Это база данных, в которой записана вся история прохождения летной службы каждого пилота, допуски и ограничения, график труда, отдыха, прохождения подготовки (тренажеры, СВТ, тестирования и т.д.). Эта система соответствует международному законодательству и настраивается под требования конкретного региона. Система планирования графика работы экипажей использует математические алгоритмы, которые позволяют производить сложные операции – например, выравнивание налета, составление графика с учетом CRM и т.д. Здесь содержатся полетные задания, назначения и запросы и даже расчетные листки. Когда экипажи спланированы, следующая задача – уведомить сотрудников, которые могут находиться по всей стране и за ее пределами. Для оперативного информирования о графике, смене рейса и других вводных есть портал авиакомпании Meridian.Web, куда подключается летная служба и другие сотрудники авиакомпании (бортпроводники, представители). Здесь пилоты и бортпроводники видят здесь свой график и подтверждают, что они с ним ознакомлены. Система предоставляет четкие скоординированные каналы для электронного взаимодействия пилотов и бортпроводников со службами авиакомпании. Здесь, в личном кабинете, сотрудники получают все документы, необходимые для выполнения полетов и для работы и в свою очередь, могут запросить выходной или внеочередной отпуск. Чтобы сделать это взаимодействие еще удобнее, а также существенно упростить работу экипажей, разработаны приложения Meridian.Crew App для пилотов и для бортпроводников. Все приложения сертифицированы для работы в кабине и могут работать оффлайн. Функционал приложений очень широк и позволяет упростить многие рабочие процессы. Так, бортпроводники видят рассадку и статус пассажира, ведут учет продаж на борту, могут сфотографировать неисправности в салоне и отправить в техническую службу. Мобильное приложение Meridian.Flight Bag, электронный портфель пилота, заменяет бумажные документы, позволяет повысить эффективность документооборота и отчетности (навигационный журнал, фактические расчеты, отчеты по безопасности полетов, требование на заправку и многое другое). Электронный документооборот: успехи и перспективы «Аэронавигатор» первым в России разработал электронное полетное задание в 2014 году. С тех пор цифровизация документооборота стала основным направлением усилий разработчика. «Основная наша идея и цель – это не только автоматизация производства, этим мы занимаемся уже более 15 лет, — рассказывает Александр Белей. — Основной тренд после внесения изменений в ФАП — 128, позволивших использовать большинство документов в электронном виде – это полный переход на электронные документы. У нас электронная библиотека документов, электронный брифинг, использование мобильных устройств для работы с документами, электронная отчетность: электронное полетное задание пилотов и бортпроводников, отчеты по БП (например, попадание молнии, столкновение с птицами с прикладыванием фотографий, всего более полутора десятков отчетов), навигационный журнал». Таким образом, на данный момент оцифрованы все отчеты в кабине пилотов. Продолжается работа по оцифровке документов, с которыми работают кабинные экипажи. «Здесь сложность в том, что задействованы сторонние хэндлинговые организации, и мы работаем с законодательством, чтобы получить возможность использовать электронную подпись на этих документах. Внутри авиакомпании можно применять простую неквалифицированную электронную подпись, а когда несколько юрлиц, нужная квалифицированная», — объясняет Александр Белей. :: Газпромнефть-Аэро Проект электронной заправки Smart Fuel, реализованный по технологии блокчейн в сотрудничестве с компанией «Газпромнефть-Аэро» и авиакомпаниями «Ютэйр», NordStar и Smartavia, стал первым таким сервисом в мире. Эта система позволяет производить моментальные взаиморасчеты при заправке ВС без использования бумаги. «У пилота – планшет, в кабине топливозаправщика – специализированный модуль, в банке – автоматизированная система для проведения транзакций. Все данные собираются в защищенном облаке. Чтобы их изменить, требуется одновременное одобрение всеми пользователями системы. Электронно формируются платежные документы, а на выходе – расходный ордер. В Федеральную налоговую службу предоставляется электронный документ», — пояснили в «Газпромнефть-Аэро». Требования на заправку обрабатываются, затем формируется единый реестр заправки, что существенно упрощает возврат акцизов за топливо. Число российских аэропортов, подключенных к блокчейн-платформе «Газпром нефти» с момента запуска системы в 2021 году, увеличилось до 17. Только на этапе заправки решение экономит до 20 минут времени работы экипажа по сравнению с общепринятой схемой «посчитал на калькуляторе – заполнил вручную». Meridian.Alliance предлагает механизмы по настройке автоматизации сложных и трудоемких бизнес-процессов. Так, решение, с помощью которого реализовано рабочее место флайт-диспатча – одно из самых современных в мире. Сервис автоматизировано под каждый рейс собирает из разных источников данных весь комплект документов для пилота. «Чтобы рейс вылетел, пилоту нужно подготовить комплект документов (бриф) по техническому состоянию самолета, погоду, NOTAM, план полета, метеоминимумы по аэропортам – порядка 50 страниц. Этот комплект автоматизировано собирается, флайт-диспатч его проверяет и одним нажатием кнопки оправляет в электронный портфель пилота (EFB). Пилот проверяет, подписывает пальцем и выполняет рейс. Это все происходит бесшовно между расписанием, СПП, Leonardo и другими системами», — объясняет Александр Белей. Работа диспатча сводится к проверке документов, подготовленных системой. Так что некоторые авиакомпании задумываются о сокращении этой должности. Еще один яркий пример существенного сокращения временных и трудозатрат – это электронная сводно-загрузочная ведомость (Load sheet). Процесс использования бумажной ведомости сейчас выглядит так: после регистрации пассажиров и погрузки багажа пилот должен подписать сводно-загрузочную ведомость, прежде чем закрыть дверь. Поэтому по окончании посадки пассажиров, если несколько пассажиров не явились на борт, необходимо внести соответствующие изменения в load sheet. Экипаж вынужден ждать, пока ведомость будет перевыпущена, распечатана и доставлена на борт. Только подписав ее, КВС может давать команду закрыть двери. Изменения в ФАП — 128, предполагают применение электронных документов при подготовке и выполнении полетов, а также возможность использования электронной подписи, таким образом, из системы контроля отправки Астра DCS электронная ведомость отправляется пилоту в мобильное приложение Meridian. «Процедуры обслуживания и отправки ВС становятся не связанные, то есть можно закрыть дверь, не дожидаясь, пока выпустят бумажные документы. Пилот получает ведомость на свое мобильное устройство и может подписать ее в процессе подготовки к отправлению, что позволяет избежать задержки рейса», — резюмирует Александр Белей. Расчет центровки по-умному Модуль расчета центровки Libra является одним из последних добавлений системы контроля отправки Астра DCS (составная часть PSS Leonardo). «Центровка бывает хостовая, локальная и ручная, — разъясняет Александр Белей. — Каждый пилот умеет самостоятельно центровать самолет, но на это нужно время. Можно и Excel использовать, если внести все характеристики самолета. Но чаще всего в российских аэропортах используется отдельный модуль расчета центровки». Как и сводно-загрузочную ведомость, распечатанный документ должен быть доставлен на борт. Совместно с «Сирена-Трэвел» разработан модуль хостовой центровки. Это решение уже нашло широкое применение в аэропортах, управляемых холдингом «Аэропорты регионов». Это значит, что производят расчет центровки, например, в диспетчерском центре в Екатеринбурге, а в Нижнем Новгороде на гейте распечатывают и отдают пилоту. Сейчас, получив разъяснения Росавиации, компания работает над внедрением той же операции в электронном виде на планшете. «Разрабатываемые сейчас нами мобильные приложения позволят не печатать LIR и Loadsheet, а оперативно получить эти документы пилоту и диспетчеру по загрузке в своих мобильных устройствах для выполнения ими своих функциональных обязанностей.», — говорит Александр Белей. Libra – это эффективный инструмент планирования загрузки с понятным интерфейсом, обеспечивающий более безопасную и оптимальную центровку, оперативный контроль загрузки, снижение расходов, и возможность осуществлять операции удаленно.

Комплексный подход к автоматизации и цифровизации деятельности авиакомпании дает максимальный эффект
© Aeroo.ru