Войти в почту

"Нас ждет много открытий". Начата первая в истории реставрация стены Петропавловки

Пляж напротив Зимнего дворца

"Нас ждет много открытий". Начата первая в истории реставрация стены Петропавловки
© ТАСС

Поверхность Невы — бело-серая лента, ощетинившаяся под декабрьским ветром стекляшками льда. Дворцовая набережная, Зимний дворец и Ростральные колонны на Стрелке Васильевского острова еле видны сквозь утренние сумерки. У темной гранитной стены Петропавловской крепости пожилой мужчина в шерстяном спортивном костюме и шапочке занимается физкультурой. Завидев нас, улыбается и вежливо пропускает. Мы идем с Ольгой Скоробогатой — сотрудницей Музея истории Санкт-Петербурга, по узкой заснеженной полоске суши, которая отделяет стену от ледяных торосов у кромки Невы.

Когда-то именно с этого места начался Петербург. По легенде, 27 мая 1703 года, высадившись на острове Енисаари — что переводится с финского как Заячий остров, Петр I повелел тут быть городу. Но историки полагают, что в первое время вряд ли русский царь думал о строительстве новой столицы. Шла Северная война со шведами, русская армия вышла к Балтийскому морю, взяв Нотебург (переименованный позже в Шлиссельбург — прим. ТАСС). Нужно было удерживать завоеванные позиции, поэтому на Неве решили построить крепость. Первое название — Санкт-Питер-Бурх — она получила в честь святого апостола Петра — хранителя ключей от рая.

Крепость возводили по всем правилам фортификационной науки и использовали каждый метр земли по периметру — чтобы противнику негде было высадиться. Но за всю историю ни одного боя Петропавловская крепость так и не приняла: ее ждала другая судьба — стать главной тюрьмой страны для политических заключенных.

В разное время узниками крепости были декабристы, народовольцы, революционерка Вера Фигнер, писатели Александр Радищев, Федор Достоевский, Николай Чернышевский, Максим Горький. На одном острове с врагами империи покоились их противники: Петропавловский собор, сегодня одно из самых узнаваемых строений Петербурга, после переноса столицы стал усыпальницей русских императоров.

В 1924 году тюрьма Трубецкого бастиона превратилась в музей, а на территории острова, в стенах крепости, располагались жилые кварталы. С 1954 года комплекс зданий Петропавловской крепости передали Государственному музею истории Ленинграда, теперь — Петербурга. С самого основания могучую стену ни разу не реставрировали. Сегодня разрушения видны даже непрофессионалам.

"Вот, видите, утраты? Нет кусочка камня. А тут чинили подручными средствами", — говорит Ольга Скоробогатая. Она показывает на огромные гранитные блоки стены. Выбоина на одном замазана обычным серым цементом. У второго просто не хватает уголка, на его месте дыра. Приглядевшись, можно заметить, что некоторые блоки "выехали" из стены, будто сверху на стену сел кто-то тяжелый. Где-то они выпирают совсем чуть-чуть, а где-то — сантиметров на 30.

Блоки стены огромные, каждый весит от 500 кг до 3 т. Их привезли сюда в конце 18 века с карьера в Финляндии, когда Екатерина II приказала одеть стену в гранит. Не только ради красоты — вал сначала был земляной, укрепленный деревом, потом возвели стену из кирпича, который плохо переносил тяжелый северный климат. Частые смены температуры, морозы, высокая влажность, близость реки и сильнейшие ветра приводили к разрушению и выветриванию этого материала.

В 1779 приказ выполнили: стену облицевали гранитом. Но петербургский климат беспощаден и к этому камню — пусть и на его разрушение нужно больше времени. Перед поворотом на стене предупреждающая надпись: "Проход опасен для жизни. Возможно обрушение гранитных блоков". ​

"Все равно приходят, — вздыхает Ольга. — Это же одно из любимых мест отдыха петербуржцев. Зимой приходят моржи. Чуть в марте солнце начинает пригревать — тут уже множество загорающих".

Узкая, замощенная камнем полоска у подножья стены крепости стала культовым местом отдыха ленинградцев еще в 1930-е годы. Тогда на береговой кромке Заячьего острова был насыпан искуственный пляж. Это место уникально не только для Петербурга — в мире не много городов, где в самом сердце города располагается пляж, откуда открываются самые лучшие, "открыточные" виды на дворцы и мосты. Здесь собиралась и интеллигенция, и прогрессивная молодежь, и подтянутые спортсмены, и седые пенсионеры. Никого не стесняясь, отдыхающие раздевались до нижнего белья и, прижавшись к граниту, нежились под металлическим светом северного солнца. Ленинградцы на пляже Петропавловки не раз попадали в объектив знаменитых фотографов, в том числе Анри Картье-Брессона во время его визита в СССР. По этим фотографиям сегодня можно изучать советскую пляжную и бельевую моду разных эпох. На кадрах запечатлены и девушки с точеными фигурами в бикини, и корпулентные дамы почтенного возраста в огромных бюстгальтерах на пуговицах, и мужчины в закатанных повыше подштанниках.

Сегодня пляж у Петропавловской почти никогда не пустует. Купаться здесь запрещено, но петербуржцы приезжают погулять, устроить пикник, просто полюбоваться красотами города и рекой. И конечно, позагорать. Некоторые завсегдатаи уже к концу мая умудряются добиться шоколадного оттенка кожи.

Скоро традицию принимать солнечные ванны в самом центре города любителям ЗОЖ придется впервые за многие десятилетия прервать, и сразу на два года: в декабре 2022 года начинается масштабная реставрация стены.

Реставрация века

"Пока ничего ни на кого не падало, но мы не хотим доводить до аварийного состояния", — говорит заместитель гендиректора по строительству и реставрации Государственного музея истории Санкт-Петербурга Николай Калач. Именно в ведении этого музея находится Петропавловская крепость. Он говорит, что разрушение стены началось давно, но особо заметно стало в последние десять лет.

"Были попытки в советское время. Но использовались технологии, которые для памятника недопустимы. Например, пескоструйная очистка, которая снимает за раз 4 мм камня. Здесь гранит рапакиви, он крупнозернистый и подвержен утратам и выветриванию. Или, например, пытались делать местный ямочный ремонт, просто замазывали дыры цементом".

По словам Калача, оставлять в таком состоянии памятник было нельзя, потому что "через лет десять камни бы начали падать на людей".

Реставрацию уже называют самой масштабной на объектах культурного наследия за всю историю Санкт-Петербурга. Она должна затронуть Государев, Нарышкин и Трубецкой бастионы, Иоанновский равелин, Екатерининскую и Невскую куртины. Протяженность стены — 900 м, высота — от 10 до 12 м. Бюджет — 1 млрд 356 млн рублей.

По результатам конкурса был выбран подрядчик — компания "ПСБ "Жилстрой". Впрочем, с этим решением были несогласны другие конкурсанты, и летом 2022 года строительная компания "Возрождение" оспорила его. Однако после проверки антимонопольная служба оставила в силе решение отдать проект изначально выбранному подрядчику.

Ход работ

Увидеть процесс реставрации знаменитой стены петербуржцам и гостям Северной столицы не удастся — совсем скоро ее затянут баннером с фотографией оригинала.

"Уже с конца декабря мы начинаем подготовительные работы, — рассказывает Николай Калач. — Делаем временную дорогу: по ней будет подъезжать техника, краны, гранитные блоки будут увозить и привозить обратно. У нас ведь всего два моста, которые соединяют наш Заячий остров с территорией города. Делаем строительный городок, а примерно с 15 января начнем устанавливать леса и проводим демонтаж поврежденных блоков".

Сначала краном снимут верхние блоки, потом доберутся до нижних. С некоторыми будут работать в мастерской, с какими-то — прямо на месте — все зависит от объемов и характера повреждений. Разрушенные более чем наполовину заменят на новые.

"Мы нашли абсолютно идентичный гранит в Карелии, — говорит Николай Калач, — из него сделают новые блоки. Остальные отреставрируют. Сейчас мы имеем технологии, которые щадящим способом позволяют провести такие сложные работы. Это вихревой струйный метод очистки, который не повреждает камень".

Сотрудник Музея истории Санкт-Петербурга добавляет, что со времен облицовки стены гранитом никто не проверял состояние кирпичной кладки под блоками.

"Я думаю, нас ждет много интересных открытий. И возможно, придется реставрировать и кирпич", — подчеркивает Николай Калач. Возможно, удастся узнать больше и о том, как использовали стену два века назад. Сейчас известно, что в разные эпохи в ней располагалось монетное производство (в Нарышкином бастионе), солдатские казематы — то есть казармы, — содержались заключенные, хранилось оружие и боеприпасы.

Разрушения гранитных блоков не единственная проблема, которую предстоит решить реставраторам: металлические скобы, которыми блоки крепились к каркасу на кирпичную стену, тоже не меняли более 200 лет, и они, очевидно, повреждены коррозией. Восстанавливать их планируют методом газодинамического напыления.

"В струю воздуха добавляется материал, из которого сделаны эти скобы, и буквально на молекулярном уровне он внедряется в металл. То есть происходит наращивание материала. — объясняет Николай Калач. И добавляет: — Сильно разрушенные крепления заменят на новые, если их реставрация невозможна".

Реставрировать придется не только саму стену, но и ее фундамент. Со времени ее строительства фундамент тоже пришел в плохое состояние — особенно у бастионов, и сейчас требуется его усиление.

"Мы будем вынуждены сделать шпунтовые ограждения, откачать воду, добраться до фундамента и методом инъектирования его укрепить. Но это не по всей протяженности фасада, а на нескольких бастионах", — поясняет Николай Калач.

Еще одна сложность этой реставрации — ее проведение на территории действующего музея, который посещают несколько тысяч гостей ежедневно. Важно обеспечить безопасность посетителей и сотрудников — а их более 400 — на фактически строительном объекте, свести к минимуму шум от стройки.

На время реставрационных работ сохранят и традицию каждый день палить из пушки на Нарышкином бастионе.

"Эта традиция возобновлена в 1957 году, и с тех пор не было ни одного дня, чтобы пушка не выстрелила. Мне кажется, что жизнь петербуржцев встанет, если вдруг традиция будет нарушена", — шутит Николай.

Работы по демонтажу блоков начнутся уже в январе 2023 года.

Карина Салтыкова, Петр Ковалев