Вокруг света за четверть века
Первое кругосветное плавание Фернана Магеллана длилось без малого год: с 20 сентября 1519-го по 6 сентября 1520-го. Герою романа Жюля Верна Филеасу Фогу, чтобы обогнуть земной шар, понадобилось восемьдесят дней. Американской журналистке Нелли Блай, решившей побить книжный рекорд Фога, — удалось сделать это за 72 дня. Собственный корреспондент «Парламентской газеты» в Крыму Александр Мащенко «странствовал» по миру четверть века.
Много стран под одной обложкой
Это не было кругосветной экспедицией в буквальном смысле. Рабочие командировки, самостоятельные и групповые путешествия, альпинистские восхождения, туристические походы, просто поиски приключений в разных странах и на разных континентах год за годом сложились в книжку путевых заметок, которая называется «Из Крыма вокруг света».
Под одной обложкой уместились Испания, Италия, Греция, Германия, Швейцария, Польша, Турция, Соединенные Штаты Америки, Куба, Бразилия, Аргентина, Китай, Индия, Филиппины, Иордания, Танзания и, конечно, «много России»: Камчатка и Байкал, Соловецкие острова и Валаам, Великий Новгород и Псков, Волга и Дон, Кавказские горы и Пушкинские — тоже горы, а также много всего другого.
Вместе с автором читатель поднимется на высшую точку Африки, встретится с античными богами на Олимпе и с античными героями в Трое, поднимет флаг Крыма на высшей точке Острова свободы, на Великой китайской стене и на вершине действующего вулкана на Камчатке, поиграет в футбол на пляжах Бразилии и Индии, пособирает камни на Ближнем Востоке и разбросает их на Дальнем, поучит китайскую грамоту в Пекине и арабскую — в Аммане и переживет множество других приключений.
«Путевые очерки обо всех этих и многих других приключениях на протяжении двадцати с лишним лет публиковались в разных газетах и журналах, а теперь я собрал их под одной обложкой, специально не изменив ни слова, хотя, конечно, на некоторые события и явления я сейчас смотрю немного иначе. Однако пусть все будет так, как было», — рассказал Мащенко.
«Я взбирался на крышу Африки, чтобы попробовать на вкус снега Килиманджаро, и пил пиво на экваторе белых сосисок в Германии; искал львов, носорогов, слонов, бегемотов и… себя в затерянном мире Нгоронгоро; подхватил вирус Зико — то ли на Маракане, то ли на Копакабане, то ли в фавелах Сантуса, Сан-Паулу и Рио-де-Жанейро; шел по следам русских в Индии и на Филиппинах; разговаривал с Зевсом на вершине Олимпа и прятался с Одиссеем в чреве Троянского коня; поднимал флаг Крыма на высшей точке Острова свободы и на Великой китайской стене», — пишет Мащенко в предисловии к своей книжке.
Уроки крымоведения для иностранцев
«Однажды в Америке, накануне оранжевой революции 2004 года, я показывал тамошним журналистам на политической карте мира Украину, в состав которой тогда входил Крым, — сами найти не могли; и объяснял, что сила не в деньгах, а в правде, а потом жил в доме у отставного офицера ЦРУ, заделавшегося на заслуженном отдыхе фермером в жаркой Алабаме, — рассказывает автор. — В Афинах я видел руины демократии, а в Риме — руины империи. В Испании изучал анатомию Кастилии, химию Каталонии и философию корриды. Я не пошел ко дну в Венеции и не сошел с ума во Флоренции, отломал кусок той самой знаменитой стены в Берлине и сфотографировался с битлами в Гамбурге».
Такие путешествия — это возможность не только увидеть мир, но и рассказать иностранцам правду о России и Крыме, которой им, увы, так не хватает в условиях господства в информационном пространстве транснациональных западных СМИ, объясняет Мащенко.
«Всего один пример из многих. В 2017 году на Кубе я поднимался на высшую точку Острова свободы — пик Туркино — в интернациональной группе, вместе с итальянцем Микеле и француженками Анаис и Шерзад, — вспоминает журналист. - Подъем долгий: семь часов. По пути рассказывали друг другу о своих странах.
- Крым? — в затруднении переспросил Микеле.
- Севастополь, — помог я ему понять, с кем он имеет дело.
- А-а-а, ну кто же не знает битву за Севастополь, — улыбнулся итальянец.
- Крым… Это же вроде бы Украина, — Анаис и Шерзад иногда смотрели свой французский телевизор. Пришлось на ходу проводить небольшую политинформацию о воссоединении полуострова с Россией. Девчонки слушали одновременно с интересом и недоверием — мой рассказ явно не вписывался в их картину современного мира. А впрочем, не они в этом виноваты. Заодно рассказал им о Крымской войне, в которой Франция, Англия, Турция и Сардиния воевали против России. И конечно, о том, что в их стране полно крымских топонимов — Севастопольский бульвар и Альминский мост, тот самый, в туннеле под которым погибла принцесса Диана, в Париже, или маленький городок Малахов, названный так в честь Малахова кургана».
Новое открытие России
Как уже говорилось, в книжке не только «заграница», но и «много России». После возвращения Крыма в родную гавань жители полуострова заново открывали для себя нашу страну. Корреспондент «Парламентской газеты» измерил Россию с запада на восток: взбирался на камчатские вулканы, чтобы заглянуть в преисподнюю; спасался из Чертовой пасти и прятался за пазухой у Господа Бога на Валааме; копал корень русской жизни в тайге Хамар-Дабана; пил на Байкале и из Байкала; осоловел на Соловках, шел на яхте за Русской армией Врангеля, терял и находил пароль доступа к Русскому миру в Пушкинских горах, крался за Родионом Раскольниковым по Санкт-Петербургу и за Алешей Карамазовым — по Скотопригоньевску.
Всего в книге Александра Мащенко 49 путевых очерков. До круглого числа не хватило одного, и это означает, что у автора впереди новые путешествия. Значительная часть материалов, составивших книгу, была опубликована в «Парламентской газете» и журнале «Российская Федерация сегодня» в период с 2015 по 2022 год: «Корни российской жизни: что общего между Крымом и Байкалом?», «Cанкт-Петербург: ищите женщину», «Вирус Зико: по Рио из Крыма не в белых штанах», «Абхазия на крымских ладонях», «Крым или Кавказ?», «Ближний Восток: время собирать камни», «Куба — полвека в блокаде», «Каждый россиянин должен хотя бы раз в жизни побывать в Бородине», «Ежегодно в русскую сказку попадают миллионы туристов со всего мира», «Русские Филиппины», «Китайская грамота», «Камчатка наша: с полуострова пляжей на полуостров вулканов», «Пароль доступа к Русскому миру: 06061799», «За героями Достоевского: из Петербурга в Скотопригоньевск», «Славянская азбука тихого Дона».
В книге нет ни одного очерка о путешествиях по Крыму и в то же время они все о Крыме. Это тексты о путешествиях крымчанина по миру. Читая их, можно многое понять не только о странах, по которым путешествовал автор, но и о Крыме, в котором он живет. Часть очерков писалась в годы, когда полуостров еще входил в состав Украины, а часть — уже после воссоединения с Россией, но в каждом из них отражается «наш Крым».