Летом в Сочи могут запустить первые городские морские маршрутки
В Сочи заявили о намерении запустить пассажирское морское сообщение вдоль побережья. Эта идея принадлежит бизнесу. Эксперты оценивают проект в триллион рублей. Когда на курорте может появиться "хорошо забытое старое", выясняла корреспондент "РГ".
Сочи - самый протяженный вдоль моря город в стране. Летом город сковывают громадные дорожные пробки. И здесь миллионам туристов и местным жителям на помощь могли бы прийти морские маршрутки.
"Необходимо регулярное морское сообщение по расписанию, как автобусы. Минимум три раза в день из морпорта Сочи в порт "Имеретинский" с остановками в Хосте и Адлере", - считает руководитель компании, занимающейся созданием и развитием марин (гаваней для маломерных судов. - Прим. "РГ") Ольга Шебзухова. - Мы рассматриваем катера вместимостью до 11 пассажиров".
Сейчас час аренды яхты стоит пять тысяч. Сорок минут на морской маршрутке обойдутся в тысячу рублей, прогнозирует эксперт
Именно регулярное, подчеркнула она, а не морское такси, которое, по сути, существует. Но час аренды яхты стоит пять тысяч. "Регулярное сообщение удешевить поездку примерно до тысячи рублей, - уточняет Ольга Шебзухова. - Это стоимость такси из Сочи в Сириус. Но водный путь займет минут 40. А в пробке можно простоять несколько часов".
Однако маломерные суда могут ходить только при благоприятной погоде и небольшом волнении моря. "А у берега, на глубине десяти метров, где и целесообразно создавать марины для прибрежного каботажного сообщения, волны могут достигать высоты семи метров", - напомнил замруководителя секции по яхтенному туризму научно-экспертного совета Морской коллегии при правительстве РФ Николай Гришин.
Для запуска регулярного сообщения надо создавать инфраструктуру, строить марины. Пока речь идет о четырех пилотных проектах: в Головинке, Сочи, Хосте и Адлере. Потом планируют до десяти марин.
Фото: Инфографика "РГ" / Антон Переплетчиков / Александр Ершов
Развитие прибрежного пассажирского сообщения включено в проект генплана Сочи, сообщила главный специалист по транспортному планированию НИИ перспективного градостроительства Елена Павленко. И уточнила: генплан, рассчитанный до 2044 года, планируют принять осенью. Инициаторы идеи, в свою очередь, надеются, что пассажирское морское сообщение появится уже летом. "При необходимости оперативно сможем организовать места захода для морских маршрутных такси и поставить их в график, как раз у нас есть "окна", - объяснил гендиректор морского торгового порта Сочи Юрий Владимиров.
Регулярное морское сообщение в Сочи - тема не новая. В советское время водный транспорт курсировал в пределах города и на соседние курорты. В 2021 году из Сочи в Геленджик и Новороссийск начали ходить скоростной катамаран "Грифон" и судно на подводных крыльях "Комета". Но регулярное сообщение по Сочи так и не удалось запустить. Хотя такая возможность серьезно продумывалась еще несколько лет назад - местные власти даже нашли для этого проекта инвестора.
"Есть много потенциальных инвесторов, заинтересованных в создании марин, - считает Николай Гришин. - На сегодня, по нашей оценке, стоимость каждой марины может составлять от нескольких десятков до нескольких сотен миллиардов рублей. Они разные". В общем, по его словам, проект по созданию марин на побережье Сочи оценивается в триллион рублей. "Важно учитывать, - поясняет Николай Гришин, - что строительство самих гидротехнических сооружений занимает только небольшую часть - 15-30 процентов от стоимости. Основные затраты придутся на создание общественных объектов в составе морских рекреационных комплексов - набережных, гостиниц, магазинов, ресторанов, спортивных и парковых зон".