В Турции произошли новые землетрясения магнитудой до 5,1

Обновлено в 16:14

В Турции произошли новые землетрясения магнитудой до 5,1
© BFM.RU

Число погибших в Турции в результате землетрясений составило 8574 человека, ранены 49 133, заявил Эрдоган. Спасательные работы осложняются погодой. Во многих районах Турции идет мокрый снег. Непогода осложняет разбор завалов, а сегодня, 8 февраля, утром и днем в Турции были новые землетрясения, пусть и не такие сильные — 5,1 балла, но это тоже осложняет ситуацию.

Из-за снега и последствий землетрясения в стране серьезный транспортный сбой. С учетом того, что многие россияне использовали стамбульские аэропорты как пересадочные пункты, проблема серьезная.

Рассказывает собственный корреспондент «Комсомольской правды» в Анкаре Алена Палажченко:

Алена Палажченко собственный корреспондент «Комсомольской правды» в Анкаре «Штормит, в общем, каждый день практически по многу-многу раз, поэтому новое землетрясение, я даже не знаю, насколько оно по-особому ощущается местными жителями. Я общалась с самого первого дня с людьми, которые там находились, они говорят: «Нас трясет постоянно и, в общем, очень сильно». Еще вчера власти уже обнаружили около десяти тысяч домов, которые в трещинах, и они сказали туда не заходить, но практика показывает, что те, кто мог уехать куда-то, уехали, а те, кому некуда было уезжать, они все равно возвращаются в свои потрескавшиеся дома и боятся там находиться, но им некуда деваться, потому что на улице очень холодно, идут дожди. Все школы отменили учебу на неделю или на две, в разных регионах по-разному. Во всех школах размещают потерпевших. В Анкаре снег, и он как выпал где-то неделю назад, буквально сибирская картинка такая, огромные снежные лапы, минус 10 градусов. Вообще, это самые холодные дни в году. Я разговаривала с несколькими знакомыми, которые сказали, что они просидели в машине, у них там уже не было ни бензина, ничего, замерзли, буквально выскочили, они мокрые были, обувь не успели взять, по лужам и, в общем, стояли, у них заканчивалась уже зарядка телефона, и сейчас у меня с ними связи нет, видимо, они так и не нашли, где подзарядить. И сказали, что мы не можем отсюда никуда уехать, поскольку все дороги разрушены даже до ближайшего центра».

В крупном аэропорту имени Сабихи Гёкчен на востоке Стамбула отменено уже почти 200 рейсов. Основная причина — снежный шторм. Судя по табло этого аэропорта, отменены или отложены на срок от трех до 12 часов и внутренние, и международные рейсы. Отменены, например, ближайшие рейсы в Тель-Авив, Милан, Дюссельдорф, Базель, Рим, Амстердам. О ситуации говорит главный редактор «МК» в Турции, автор телеграм-канала «Повестка дня Турции» Яшар Ниязбаев:

— Много отмен внутренних рейсов, много запаздываний рейсов. Очень много, если смотреть по табло, и особенно сравнительно с предыдущими днями, да, можно наблюдать, что много отмен по международным рейсам. Очень много запаздываний именно на два-пять часов международных рейсов. В эти дни, еще даже до землетрясения, «Турецкие авиалинии» даже уже объявляли о том, что они планируют отменить более 200 рейсов на 5-6-е число. Потом уже был не такой обильный снегопад, однако вчера [7 февраля] уже началось, и сегодня снегопад продолжается, поэтому это затрудняет работу аэропорта. «Сабиха Гёкчен» все-таки не такой продвинутый, как новый стамбульский аэропорт, возможно, это связано не только с погодными условиями, но по крайней мере мы читаем из официальных заявлений, что все это связано с погодой.

— Мы понимаем, что пересадки затронут российские рейсы, видимо, рано или поздно?

— Надо знать, есть ли пересадка в «Сабихе Гёкчен», это важно понимать. Все-таки для пересадок чаще всего, наверное, используется стамбульский аэропорт. А там, если посмотреть на табло, как раз один из последних самолетов сейчас был московский, он был на ближайший рейс. Поэтому говорить о том, что будем наблюдать проблемы именно вылета в целом из Стамбула или пересадок, наверное, не стоит, потому что не все пересадки, даже не большая часть, наверное, происходит в «Сабихе Гёкчен», в основном это стамбульский аэропорт. В стамбульском аэропорту ситуация, мне кажется, штатная, судя по тому, что практически нет запозданий для рейсов, ни внутренних, ни международных.

Суммарно с субботы две основные турецкие авиакомпании Pegasus Airlines и Turkish Airlines отменили из-за сложных погодных условий около 600 рейсов, вылетающих из Стамбула и прибывающих в него.

Из Москвы в стамбульский аэропорт имени Сабихи Гёкчен сегодня днем отменен один рейс PC 389 в 15:20 с вылетом из «Домодедово». Накануне тоже были долгие 12-часовые задержки, рассказывает шеф-редактор Business FM Маргарита Бондаренко, она вчера провожала в аэропорту дочь, которая летела в Париж через Стамбул:

«Конечно, было предчувствие, что после такого страшного землетрясения в Турции, да еще и снегопада в Стамбуле, рейс могут задержать, но на табло «Домодедово» все было по плану, должны были вылететь в пять вечера. Только на стойке регистрации пассажирам объявляли, что борт, который мы ждем, еще не вылетел из Стамбула и когда прилетит, неизвестно. Оперативной информации нет, так как в аэропорту «Сабиха Гёкчен» коллапс — гигантская очередь из самолетов на заснеженной полосе. Все расписание сбилось, надо было искать новый экипаж. В итоге наш борт прилетел только в четыре утра и улетел в Стамбул в шесть. Надо сказать, что люди почти безропотно ждали вылета эти 12 часов, потому что все понимали масштаб трагедии в Турции. Но несколько человек при мне сдали билеты, потому что не успевали на пересадку в Париж и Лондон».

На юге страны сильно повреждены железнодорожная и автодорожная инфраструктура, взлетно-посадочная полоса аэропорта, пострадал один из крупнейших портов в стране — Искендерун. Могут ли начаться задержки поставок товаров из Турции? Для России все же большее значение имеет северное побережье Турции со своими портами Измит, Самсун, с проливом Босфор, говорит директор по развитию FM Logistic в России Алексей Мисаилов:

— Из Турции все-таки идет не такой большой грузопоток в Россию. Я думаю, что мы как потребители не очень сильно почувствуем на себе последствия этого природного явления. Что касается самой инфраструктуры, она в основном на юге так или иначе затронула дороги, железные дороги, портовые сооружения. Основная логистика, которая соединяет Турцию с Европой, с Россией, все-таки идет на севере. Мне видится, что глобальных изменений с точки зрения логистики и доставки самих товаров, в том числе из Турции, не будет. Помимо прочего, производственные мощности работают не по отгрузке товаров сразу с производства, а создают какие-то буфера. И эти буферные склады находятся в центральной части Турции или ближе к северу, ближе уже к логистическим хабам, такие запасы есть.

— Есть ообщения о том, что товары из Турции в Россию задержатся, отгрузки приостановлены. Они приостановлены везде и всюду?

— Они приостановлены с тех предприятий, которые не могут отправлять, и из тех компаний, которые находятся на юге, где изолированы непосредственно от внешнего мира. То есть это временное решение, которое потребуется максимально решить. Но, действительно, те предприятия, которые не могут возобновлять, которые разрушены, тут нужно констатировать тот факт, что нужно искать альтернативу, из этих регионов сложно будет что-то доставлять. Надо еще учитывать тот факт, что погода не очень хорошая, аномально холодная. Это единственное, что может сейчас наложить какой-то отпечаток на скорость самой логистики. С точки зрения инфраструктуры все работает, все летает и все доставляется.

По последним данным, после землетрясения в турецком Искендеруне поднялся уровень моря, затоплены дороги, жители и рабочие эвакуированы.

Сдвиг Аравийской тектонической плиты при землетрясении в Турции грозит новыми толчками на территории страны. Аравийская плита сместилась от Анатолийской на три метра, рассказал президент Национального института геофизики и вулканологии Италии Карло Дольони. По предварительным оценкам итальянских геофизиков, активизировался не менее чем 150-километровый участок разлома со смещением до трех метров и более. «Другими словами, это как если бы Турция сместилась по отношению к Аравийской плите на юго-запад», — объяснил Дольони. Он добавил, что первая оценка была сделана на основе математической модели. Насколько можно доверять таким оценкам? Отвечает старший научный сотрудник Института вулканологии и сейсмологии ДВО РАН Татьяна Чурикова:

— Там несколько активных разломов, сейчас все идет по восточному разлому, еще есть северный, более крупный. Поэтому в какую сторону пойдет? Все это пришло в движение. Конечно, это бывало, но это не значит, что кто-то говорит, что там на три метра сдвинулось, таких данных невозможно получить так мгновенно. Это все ерунда, я думаю. Какое-то, наверное, смещение есть, но вряд ли это три метра, потому что вы понимаете, у нас, например, идет субдукция, на Камчатке считается одна из самых быстрых субдукций в мире — это 8-9 миллиметров в год, а мы говорим о трех метрах. Вы представляете, какие это масштабы?

— Так субдукция — это как раз-таки смещение и есть.

— Нет, но это тоже движение литосферных плит, это не тот случай, о котором вы рассказываете, не случай с этими разломами. Тем не менее это движение литосферных плит. Поэтому, когда мы говорим о трех метрах движения литосферной плиты, это вообще совершенно не подтвержденные ничем данные. Надо ставить сейсмостанции и следить за этим разломом. Если плиты пришли в столкновение, могут быть и повторяющиеся толчки, потому что разломы там крупные. Северный разлом вообще на тысячу километров. Как далеко пойдет именно это движение, эта волна, кто же сейчас скажет? И, насколько я понимаю, там с сейсмостанциями не очень здорово.

Международная встреча в Стамбуле по газовому хабу, запланированная на 14-15 февраля, пока не перенесена, рассказали РИА Новости в турецком Минэнерго. Природная катастрофа вызвала обвал акций на Стамбульской фондовой бирже. Она приняла решение впервые за 24 года прекратить торги.

За три дня индекс упал более чем на 16%, что стало самым большим падением с декабря 2021 года, пишет Bloomberg. Borsa Istanbul 100 демонстрирует худшие недельные показатели с 2008 года на фоне распродажи.