ATO.ru — Масштабный контракт на новые самолеты Boeing и Airbus, размещенный индийской авиакомпанией Air India на прошлой неделе стал одним из крупнейших в истории коммерческой авиации. Но значимость этого заказа – в общей сложности на 470 самолетов – не только в его масштабах. Заказ, о котором было объявлено во время выставки Aero India 2023, был поделен между Airbus и Boeing. Составляющая заказа европейского производителя включает соглашение на приобретение 210 узкофюзеляжных самолетов семейства A320neo и 40 широкофюзеляжных A350. Доля американского авиастроителя включает соглашение на 190 самолетов узкофюзеляжного семейства 737MAX, а также широкофюзеляжные ВС: 20 787 и 10 777X (плюс опцион еще на 50 737MAX и 20 787). То, что заказ будет поделен между двумя производителями, было изначально очевидно: для авиакомпании было бы неразумно стать полностью зависимой от одного поставщика. Наличие трех источников новых самолетов — Airbus, Boeing и лизингодателей – позволит авиакомпании, недавно перешедшей из госсобственности в руки частной группы Tata Group, быстро расти. И Airbus, и Boeing могут по-своему праздновать победу. Airbus справедливо может гордиться тем, что проложил себе дорогу в широкофюзеляжный сегмент Air India, который до сих пор состоит исключительно из самолетов Boeing. В то же время, Boeing внедрит новые MAX в узкофюзеляжный парк авиакомпании, сейчас включающий только самолеты Airbus. Airbus подчеркивает, что индийская авиакомпания заказала 40 A350, в то время как у конкурента заказано всего 30 широкофюзеляжных самолетов: 20 В — 787 и 10 В — 777X. В отношении В — 777X коммерческий директор Airbus Кристиан Шерер даже позволил себе заметить, что «в таком огромном парке иметь всего 10 самолетов одного типа – не слишком целесообразно», игнорируя тот факт, что Air India уже эксплуатирует значительное количество В — 777-300ER, как и В — 787. Но правда в том, что для Airbus этот заказ на А350 действительно важен, и не только как знак победы над конкурентом. Из 40 А350, 34 – вариант А350-1000, а остальные шесть (вариант — 900) – это те самолеты, которые должны были быть поставлены «Аэрофлоту» (их оперативная поставка позволит ускорить осуществление программы модернизации флота Air India). На настоящий момент Airbus продал 750 A350-900, но только 140 А350-1000. Так что — 1000, очевидно, самое слабое звено в семействе. Многие авиакомпании, рассматривавшие приобретение этого самолета как наиболее вместительного варианта, отказались от него из-за сомнений в надежности и эффективности двигателей Rolls-Royce Trent XWB — 97. Для узкофюзеляжного парка Air India (как для МАХ, так и для neo) выбор двигателей однозначно пал на турбовентиляторные LEAP производства CFM International. Авиакомпания разместила заказ на 800 таких двигателей. Этот выбор значим не только потому, что существенно влияет на баланс между этим типом двигателя и двигателя GTF (с приводом через редуктор) от Pratt & Whitney, но и потому, что очевидно, Air India учла опыт эксплуатации GTF своего конкурента IndiGo в сложных операционных условиях Индии. Заключив рекордное соглашение на самолеты, Индия ожидает больше производственных контрактов для своей авиастроительной отрасли, особенно со стороны Airbus. Председатель Tata Group подчеркнул, что этот заказ «самое значимое событие для всего производственного сектора Индии». Эта индийская компания уже поставляет продукцию и услуги, в частности, в области информационных технологий, европейскому концерну. Ожидается, что вырастет доля индийских провайдеров в области инжиниринга, техобслуживания и ремонта. — ATO.ru