Подводные камни отельного бизнеса: как избежать ошибок, за которые придется дорого платить
Николай Филатов - Управляющий партнер ZONT Hotel Group. Какой бы сложной ни была обстановка в российской экономике, для отельного бизнеса, вопреки опасениям, все складывается достаточно благоприятно. И для тех, кто решил попробовать себя в этой индустрии, сейчас самый удачный момент. Но чтобы удача сопутствовала и в деле, важно еще на старте продумать ряд важных моментов. Кирилл Каллиников / РИА Новости Внутренний туризм растет, люди нуждаются в качественных объектах, и перспективы в отельной индустрии сейчас определенно есть. Условия и для действующих, и для новых отельеров также созданы весьма благоприятные. На руку играет не только перенаправление турпотока с зарубежного на внутренний, но и нулевая ставка НДС для отельного бизнеса на ближайшие четыре года с лишним. К тому же в настоящее время действует ряд программ, позволяющих получить кредиты на неплохих условиях на развитие бизнеса, поэтому достаточно иметь на руках 20% от предполагаемой суммы инвестиций. Словом, тем, кто задумывался открыть свой отель, самое время действовать. Даже если он будет небольшим, перспективы все равно очень хорошие. Сейчас, к примеру, востребовано такое направление, как Золотое кольцо России. И в тех городах, которые в него входят, многие туристы предпочитают селиться в небольших, но качественных отелях. Но чтобы отель соответствовал их представлениям о качестве и оправдывал ожидания, важно еще на старте — по возможности до строительства здания — продумать ряд важных моментов. Любой бизнес начинается с бизнес-плана, и лучший совет для начинающих отельеров — пригласить для его составления консультанта с хорошим опытом, причем не только в управлении, но и в строительстве и инновации гостиниц. Такой комплексный подход жизненно важен: оплата услуг консультанта составляет доли процента от затрат на гостиничный комплекс, но позволяет сэкономить десятки миллионов рублей. Самая распространенная ошибка — когда на бизнес перекладывается личный опыт. Допустим, человеку понравилась какая-то гостиница, и он пытается ее воспроизвести. Но при этом не учитывает, что она находилась совсем в другом месте, скорее всего, в другой стране, ее создатели руководствовались своими целями. А его аудитория может хотеть совсем другого. Поэтому важно опираться не на собственный вкус, а думать, чего хотят гости. И как раз этой ошибки консультант помогает избежать. На этапе проектирования часто упускается из вида и такой важный момент, как логистика внутри здания. А позже выясняется, что продукты приходится возить через номерной фонд или что в прачечной нет достаточной вентиляции. Перечень подобных ошибок огромен, и платить за них приходится очень дорого. Поэтому, повторюсь, лучше заплатить грамотному консультанту — это обойдется в разы дешевле. Другая важная составляющая успеха — персонал, и его наем тоже лучше доверить специалистам, пригласив надежную управляющую компанию. Невозможно за 40 минут собеседования понять, кто перед тобой, люди отыгрывают роли. Только в процессе работы можно понять, чего стоит тот или иной сотрудник. У управляющих компаний обычно уже есть готовые программы адаптации и обучения. Конечно, это не панацея, а лишь подспорье, но и оно хотя бы отчасти избавляет от лишних хлопот. Но даже если вы беретесь нанимать персонал сами, помните, что экономия в этом вопросе обычно выходит боком. Понятно, что экономия бывает разной, но в вопросах работы с персоналом лучше подходить к ней очень осторожно. Одно время, например, был тренд на совмещение функций: допустим, один и тот же сотрудник работал одновременно барменом и на ресепшн. Ни к чему хорошему это не приводило, такой опыт тоже стоит учитывать. И последний совет начинающим отельерам. В гостиничном бизнесе бытует поговорка: «Для отеля есть три критерия успешности — локация, локация и еще раз локация». Два объекта даже на одной улице могут работать по-разному. Очень важно, чтобы то, что вы построили, находилось в правильном месте. Проще говоря, в пятизвездочный отель вряд ли поедет потенциальная аудитория, если расположить его на окраине Москвы. Словом, правило «Семь раз отмерь — один раз отрежь» в гостиничном бизнесе как нельзя более актуально.