Орнитологи оценят птичью угрозу аэропортам
Две трети столкновений самолетов с птицами происходят в момент взлета и посадки воздушного судна. Чаще всего причиной таких происшествий становятся водоплавающие птицы, а также чайки, вороны и пернатые хищники. Главная причина, которая привлекает птиц в районы аэропортов, — размещение поблизости объектов по обращению с отходами. Оценивать потенциальную угрозу воздушным гаваням от свалок и мусорных заводов хотят с помощью обязательных орнитологических исследований. Внести такие поправки в Воздушный кодекс предложили в кабмине. Документ размещен на портале проектов нормативных актов. Однако, по мнению опрошенных «Парламентской газетой» экспертов, изменения не усиливают охрану аэропортов, а, напротив, ослабляют ее.
Свалки за забором
Поправки вносят изменения в статью 47 Воздушного кодекса. В частности, ее предлагается дополнить положением, разрешающим размещение в шестой подзоне приаэродромной территории объектов по обращению с отходами закрытого типа, то есть имеющих защиту от проникновения птиц, а также объектов по обращению с отходами, оборудованных автоматизированной комплексной системой обнаружения и отпугивания пернатых.
Насколько свалки и мусорные заводы соответствуют этим требованиям, хотят определять с помощью обязательных орнитологических исследований, следует из документа. Проводить их смогут только госучреждения, список которых утвердит Правительство. А оплачивать такие изыскания предлагается застройщикам или собственникам объектов по обращению с отходами.
Ранее, в январе, в кабмине приняли постановление, которое вносит изменения в Положения о приаэродромной территории. По старым правилам свалки и мусороперерабатывающие заводы нельзя было устраивать ближе чем в 15 километрах от аэропортов — это и есть такая называемая шестая подзона. По новым правилам окончательное решение вопроса отнесено к компетенции орнитологов.
Мусор наступает
Напомним, до 2009 года в России не было четких правил использования земель рядом с аэропортами. Именно тогда вблизи воздушных гаваней и расплодились многочисленные свалки и мусороперерабатывающие заводы.
Закон от 2010 года запретил строить рядом с аэропортами — а точнее, в радиусе 30 километров — не только мусорные полигоны, но и животноводческие фермы, скотобойни и другие предприятия, которые способствуют массовому скоплению птиц. Однако уже в 2017 году 30-километровую приаэродромную зону сочли неэффективной, в итоге вместо нее ввели семь подзон, конкретизировав, что нельзя делать в каждой из них. Свалки и заводы тогда попали в шестую подзону, то есть в радиус до 15 километров.
Однако в сентябре прошлого года смягчить решили и эти правила. Тогда вопрос обсудили на совещании у вице-премьера Виктории Абрамченко. В итоге на свет появилось январское постановление кабмина, разрешающее размещение свалок в зоне до 15 километров, если на это будет получено положительное орнитологическое заключение.
Послабления отчасти связаны с тем, что в федеральной казне сегодня не хватает денег на строительство новых полигонов, при этом инвесторы неохотно берут такие проекты, так как прибыль от них небольшая, полагает зампред Комитета Госдумы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Светлана Разворотнева.
«При этом желание прижаться поближе к аэропортам тоже не совсем понятно, — сказала депутат «Парламентской газете». — Ведь дополнительные условия по ограждению свалок и защите от птиц неизбежно приведут к повышению стоимости работ с отходами».
С коллегой согласен и член того же комитета Александр Якубовский. «В случае если будут расти логистические расходы на перевозку отходов, в дальнейшем это найдет свое отражение в утвержденном региональными правительствами тарифе и ляжет на плечи граждан и предпринимателей», — сказал он «Парламентской газете».
Такие нормы могут быть оправданы только в отдельных случаях, полагают парламентарии, когда, например, нужно уменьшить «плечо» — от места складирования мусора до места его переработки. «При этом в любом случае должен быть соблюден баланс между оптимизацией расходов и обеспечением безопасности полетов», — отметил Якубовский.
Главное — безопасность
В эффективности предложенных мер сомневается и депутат Госдумы Николай Валуев. «Безопасность пассажиров самолетов — это первый вопрос, на который следует обращать внимание, поэтому я категорически против предлагаемых послаблений», — сказал он «Парламентской газете».
«Мы о людях должны думать, а операторы пусть переработку и сортировку мусора обеспечивают. На то они конкурсы и выигрывали, — сказал парламентарий. — Что же касается отсутствия птиц на свалках, добиться этого невозможно — там еда. И даже отпугиватели не дают стопроцентной защиты».
По данным мониторинга авиационных происшествий, наибольшую опасность для воздушных судов представляют крупные водоплавающие птицы — до 30 процентов столкновений, на втором месте чайки и вороны — 26 процентов столкновений и на третьем хищные птицы — до 18 процентов.
«Самый опасный период полета воздушного судна — это взлет и посадка, до 75 процентов всех столкновений происходит именно в этот период, птицы могут «атаковать» самолеты еще на взлетно-посадочной полосе — во время разбега, взлета и посадки», — говорится в пояснении к внесенному законопроекту.
Напомним, 30 января этого года самолет Superjet 100 авиакомпании «Ямал», летевший из Салехарда в Новый Уренгой с 58 пассажирами на борту, столкнулся со стаей птиц. Самолет благополучно приземлился, но в дальнейшем был временно отстранен от полетов до дополнительной оценки его технического состояния.
Ранее, в мае 2022 года, при посадке в аэропорту Минеральных Вод со стаей птиц столкнулся пассажирский самолет Boeing 737 со 189 пассажирами на борту, летевший из Санкт-Петербурга. Лайнер удалось посадить штатно, говорилось в официальном сообщении. Также в июне 2022 года самолет авиакомпании «ЮТэйр» при вылете из Сургута в Самару столкнулся с птицей. Никто из пассажиров и экипажа не пострадал.