Еще одна громкая музейная отставка: Марина Лошак покидает пост директора Пушкинского
«Все решения были приняты мной, я к этому готовилась. Десять лет — хороший срок для директора музея. Это мое устойчивое ощущение. Сегодня очень вовремя во всех смыслах», — сказала Лошак на финальной пресс-конференции по поводу своего ухода. Ее очередной контракт заканчивался 2 апреля, но она ушла на десять дней раньше. Как говорят в музейной среде, просто решила уйти красиво, сама.
У Лошак, пришедшей на место легендарной Ирины Антоновой, немало достижений. Ей удалось сделать классический музей современным и модным. При ней было много выставок современного искусства, за которые одни ее хвалили, другие, наоборот, критиковали. А еще прерафаэлиты, «Музы Монпарнаса», Щукин и, конечно, масштабная выставка Морозовых.
Но сначала случился скандал с возвращением этой коллекции из Парижа. И этот скандал, по мнению некоторых экспертов из музейной среды, тоже мог стать одной из причин трех последних музейных отставок. Притом что выставка в парижском фонде Louis Vuitton была поддержана российскими властями. В итоге Марина Лошак ушла сама, пожилого директора Русского музея Владимира Гусева перевели на почетную должность президента музея, с Зельфирой Трегуловой — экс-гендиректором Третьяковки — не стали продлевать контракт.
Трегулову заменила Елена Проничева, ранее возглавлявшая Политехнический музей. К ее кандидатуре и более ранней деятельности у сообщества было много вопросов. Что общего между всеми этими музейными отставками? Вот что думает автор телеграм-канала о культуре «Бахчисарайские гвоздики» Дарина Алексеева:
Дарина Алексеева автор телеграм-канала о культуре «Бахчисарайские гвоздики» «Глупо было бы отрицать, что внешнеполитическая повестка влияет на внутриполитическую. Это требует в свою очередь снижения риска со стороны культурных институций, и речь тут не о благонадежности, та же Проничева явно не жандарм Третьего отделения. Поэтому формировать отношения с новыми директорами в новых условиях точно проще, чем ломать о колено административные привычки старых директоров. Сейчас происходит ключевой сдвиг, когда вместо профессиональных интеллигентов, вписанных в свою социальную среду, будь то столичная тусовка или научное искусствоведение, к управлению крупнейшими музеями страны приходят менеджеры. Личные качества, как и политические взгляды каждого из них, можно оценивать по-разному. Основное в них то, что они воспринимают музей институцией в ряду других институций, а не местом, где воспроизводится какая-то уникальная традиция».
С Елизаветой Лихачевой в Пушкинском, в отличие от Екатерины Проничевой в Третьяковке, вопросов куда меньше. Да, она получила профильное искусствоведческое образование достаточно поздно, в 36 лет. Да, музей архитектуры — площадка другого масштаба. Но ее деятельность в последние годы у всех на виду. По запросу «Елизавета Лихачева» в YouTube — огромное количество лекций. Она много делает, имеет собственное мнение по любому профильному вопросу и никогда не отказывает СМИ в комментариях. После назначения она рассказала, что ее первая задача — разобраться со стройкой. В задуманном в конце 2000-х музейном городке так и не сдано ни одно здание, необходимо и привести в порядок основное здание. Но главное — сохранить научный коллектив. Как назначение Лихачевой оценивают ее коллеги? Отвечает директор музея современного искусства «Гараж» Антон Белов:
Антон Белов директор музея современного искусства «Гараж» «Мне кажется, Елизавета Лихачева — вариант достаточно компромиссный. Понятно, что человек не совсем из художественного мира, а все-таки из музея архитектуры, но тем не менее это человек с широкой эрудицией и знаниями. Чего мы все будем ждать как общественность от Елизаветы Лихачевой — это что она доведет строительство музейного городка хотя бы до сдачи пары зданий дополнительных к основному, которые крайне необходимы ГМИИ имени Пушкина. В стройке 27 зданий суммарно, и они строятся уже на протяжении более 20 лет. Я не верю, что директор даже за десять лет достроит все их, поэтому я бы тут не рассчитывал на это. Надежда, что у ГМИИ имени Пушкина появится хотя бы несколько зданий. Тогда он станет очень значительным музеем, потому что на данный момент его символический капитал сильно больше, чем его физические возможности».
Марина Лошак к своему уходу с поста в Пушкинском создала в директорском кабинете инсталляцию «Мои полторы комнаты», адресуясь к Иосифу Бродскому. Инсталляцию открыли в понедельник, в день рождения Ирины Антоновой. Получилось символично.