Российским пассажирам пообещали быстрый интернет в поездах
В течение ближайших двух лет РДЖ планируют разобраться со слабым сигналом интернета в поездах, в том числе с помощью специального оборудования, которое готовят к сертификации. Об этом рассказал генеральный директор — председатель правления ОАО «Российские железные дороги» Олег Белозеров, выступая в Совете Федерации 29 марта. Он также предложил упростить дистанционное оформление билетов людям, у которых есть различные льготы на региональном уровне, — для этого необходимо законодательно урегулировать подключение РЖД и региональных перевозчиков к единой государственной информационной службе. Белозеров получил и задание от спикера Совета Федерации. Валентина Матвиенко попросила компанию совместно с регионами и федеральными властями обсудить возможность прямого сообщения кавказских курортов с крупными российскими городами.
Санкции ударили по вайфаю
Сотовая связь и интернет в поездах дальнего следования стабильно работают только в крупных городах, посетовал зампредседателя Комитета Совфеда по экономической политике Валерий Васильев. «Мой личный пример говорит о том, что в «Ласточках», которые следуют в сторону Владимира, Рязани и Нижнего Новгорода, интернет есть только на железнодорожных станциях. Аналогичные ситуации складываются в поездах дальнего следования», — сказал сенатор. Он добавил, что в поездах есть Wi-Fi, но он, как и мобильный интернет, работает нестабильно.
Олег Белозеров признал, что проблема есть, хотя она и не относится напрямую к железным дорогам — операторы связи расставляют свои вышки там, где большое количество людей постоянно пользуется интернетом и связью. Поэтому компания договорилась с Минцифры, что в лицензиях некоторых участников рынка сотовой связи пропишут необходимость развивать связь, чтобы был более быстрый интернет.
Но остается проблема с высокоскоростным телекоммуникационным оборудованием — в основном его производят за рубежом. Отечественное производство только налаживают. Белозеров добавил, что разработано специальное оборудование для ускоренной передачи сигналов при железнодорожных перевозках пассажиров. «Думаю, что в течение года-двух вопрос решим», — пообещал Белозеров.
Еще из планов — в этом году вагоны-бистро, где пассажиры могут пообедать готовыми блюдами у себя на местах или в общем зале, будут работать в 23 поездах, а поезда-отели для туристов станут курсировать по 38 направлениям.
Также продолжат военно-патриотический проект «Поезд Памяти», который курирует Совет Федерации. В прошлом году в путешествие по местам боевой славы Великой Отечественной войны отправились школьники из России и Белоруссии, в этом году его планируют продолжить и расширить.
Старого и нового поколения
Еще одно последствие санкций — проблемы с поставками «Ласточек». Они сократились почти вдвое. Импортозамещением уже занялись. «Поставки полностью российского поезда постоянного тока планируются во второй половине текущего года, а поставка двухсистемных поездов - на 2025 год», — сообщил Белозеров.
«Ласточки» особенны тем, что при следовании по участкам с разными системами электрификации они могут автоматически переключаться с одной системы на другую без остановок на станции стыкования. Впервые их запустили на территории проведения Олимпийских игр.
А к 2027 году в РЖД собираются представить на сертификационные испытания полностью российский поезд нового поколения.
Больше путей на Кавказ
Предстоит решать и проблемы с инфраструктурой. Например, жители Уфы просят найти финансовую возможность организовать второй этап реконструкции железнодорожного вокзала города, сказала председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова. В РЖД заложили определенный объем средств, но их не хватит, поэтому сейчас обсуждают с властями Башкортостана возможность совместного софинансирования. Вопросов много, и денег традиционно не хватает, но столицы регионов особенно важны, поэтому в компании будут искать выход из ситуации совместно с субъектом, пообещал Белозеров.
По его словам, это обычный подход — акционерное общество должно учитывать возвратность вложений, и, когда РЖД видит, что в результате проекта образуются выпадающие доходы, компания предлагает региону субсидировать какую-то составляющую.
То же касается случаев, когда регион хочет запустить, например, отдельный поезд по конкретному направлению, сказал председатель компании сенатору Ахмату Салпагарову. Тот отметил, что, несмотря на то что Карачаево-Черкессию в 2022 году посетило около двух миллионов туристов, прямого сообщения ни с Москвой, ни с другими крупными городами пока так и нет, и предложил запустить поезд Черкесск — Москва.
Вопрос удобного железнодорожного сообщения волнует не только Карачаево-Черкессию, но и другие республики Северного Кавказа, где растет количество туристов, поддержала коллегу спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко.
Она поручила добавить в постановление палаты по итогам отчета РЖД рекомендацию проработать этот вопрос с главами республик и просчитать экономическую составляющую.
«Вы совершенно правы, экономика должна работать. Но возможно, если сложить усилия РЖД, региона, может быть, с участием федерального финансирования, все-таки создать удобство для наших граждан доехать до туристических мест, курортов, в том числе горнолыжных, которые активно развиваются на Северном Кавказе», — отметила спикер.
Также важно интегрировать в единое транспортное пространство России новые субъекты — Донецкую и Луганскую народные республики, Херсонскую и Запорожскую области, — и наладить с ними регулярное пассажирское сообщение, добавила Матвиенко.
Упростить покупку билетов и стройку Транссиба
Самая масштабная задача РЖД на ближайшее время — это ускоренная модернизация дорог восточного направления железных дорог — Транссибирская, Байкало-Амурская магистрали, считает Валентина Матвиенко. «Восточному полигону отведена роль главной внешнеторговой артерии России. Важно, чтобы ее пропускная способность соответствовала потребностям российской экономики», — считает она.
Накануне Валентина Матвиенко и Олег Белозеров в режиме телемоста приняли участие и открыли движение по второму пути нового перегона Дальневосточной железной дороги. Проект был завершен на год раньше установленного срока.
Во многом помог закон, который был принят в 2020 году и позволил сократить сроки проектирования и строительства приоритетных объектов. Документ ввел особые правила экспертизы проектов, изъятия земель, послабления некоторых экологических норм для увеличения пропускной способности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей. Но нормы прекратят действовать в 2024 году. Поэтому глава РЖД попросил парламентариев рассмотреть возможность их продления.
Также он предложил упростить дистанционное приобретение билетов для льготников. Глава РЖД напомнил, что для людей, которые пользуются федеральными льготами, проблема уже решена — им не надо собирать справки и предъявлять документы в кассу. Операторы пользуются системой межведомственного взаимодействия. А чтобы решить этот вопрос и для тех, кому положены региональные льготы, необходимо законодательно урегулировать подключение РЖД и региональных перевозчиков к единой государственной информационной системе социального обеспечения.