На Урале задумались о строительстве авиадеревни

Авиадеревня - это коттеджный поселок за городом, где вместо главной улицы уложена взлетно-посадочная полоса, а вместо гаражей у каждого дома - ангары для самолетов. Местные жители после завтрака садятся за штурвалы, связываются с диспетчером и запускают двигатели. Вечером, завершив дела, возвращаются домой и уже с семьей могут полететь на ужин к друзьям.

На Урале задумались о строительстве авиадеревни
© Российская Газета

Нет, это не кино в стиле фэнтези и не рассказы футурологов - в России заложено уже несколько таких проектов: один из них реализуется в Татарстане, другой - в Подмосковье. Также авиадеревни проектируются на Волге и в Смоленской области на реке Угре. Теперь инвесторы ищут франчайзи в Свердловской области.

Признаться, когда я услышала о необычной франшизе на выставке Ural build, первая мысль была: "Фантастика!" Но Владимир Малинкин не похож на мечтателя. В сфере ИЖС он более 12 лет, хорошо известен участникам рынка и журналистам как специалист по деревянному домостроению.

- Идея возникла после того, как поменялся Воздушный кодекс, небо стало более открытым, начал действовать уведомительный порядок для пилотов-любителей. Мы вместе с партнерами строим поселки под Москвой, где есть платежеспособный спрос. Сейчас трудимся над франшизой, хотим создать целую сеть авиадеревень по стране. Рассматриваем сельхозземли, например, на границе Свердловской и Челябинской областей сотка стоит всего 7-10 тысяч рублей, - рассказал предприниматель.

Покупателям франшизы обещают помощь в разработке архитектурно-эскизного плана поселка, подготовке документов для перевода земель в другую категорию и ускоренного размежевания. Также партнеры готовы взять на себя переговоры с местной администрацией.

Авиадеревни свяжут крупные и мелкие города между собой, создадут стабильный турпоток, а с ним придут и инвестиции, уверен инициатор проекта

Кто является потенциальным жителем авиадеревни? Бизнесмены, экотуристы, профессиональные пилоты на пенсии. Ценник на дом начинается с четырех миллионов рублей, но гораздо дороже стать владельцем самолета. К примеру, сверхлегкий двухместный стоит около 8 миллионов рублей, четырехместный - 18. Инициаторы проекта предлагают приобретать крылья вскладчину. Это даст вам право пользоваться транспортным средством определенный период. Такие примеры уже есть: пайщики расписали графики помесячно. Скажем, если самолет востребован во время 12-дневного ежегодного отпуска, нужно вложить 2,6 миллиона рублей на 30 лет. Расходы на техобслуживание и содержание за 12 дней в году составят примерно 2,5 миллиона рублей, в том числе 680 тысяч за сервис, 1,6 миллиона - за авиакеросин. Остальное - зарплата летчика и управляющего. Если вы сами за штурвалом, можно сэкономить, правда, не стоит забывать, что обучение пилота малой авиации стоит около 500 тысяч рублей.

Не исключено, что кто-то из жителей деревни, имеющий профессиональное образование, начнет предлагать соседям услуги коммерческого извоза. Расход топлива в среднем составляет 44 литра на 100 километров при 6 пассажирах. Если же сдавать свой самолет в аренду, расчетная доходность инвестиций составит 2,03 процента год.

- Главное - создание сети авиадеревень будет способствовать росту мобильности населения, развитию внутреннего туризма. У соотечественников теперь меньше возможности путешествовать за границу, но и в России много чего можно посмотреть, территория огромная. Представьте, что вы добираетесь с Урала до Черного моря через Волгоград с посадкой, 2,5 тысячи километров - это 10 часов лету. При этом билет стоит 10 тысяч рублей и окупается. Попробуйте за такие деньги найти свободное место в сезон на большом лайнере, - объясняет Владимир Малинкин. - На Севере до сих пор самолет и вертолет - обычные средства транспорта, у нас тоже раньше можно было полететь в Тавду на рыбалку, сейчас же - только на автомобиле.

Преимущество малой авиации в том, что ей не всегда нужен постоянный аэродром и бетонная взлетно-посадочная полоса - можно садиться на воду, грунт, опушку леса, заснеженное поле, для разгона достаточно 150-200 метров. К сожалению, в России за последние 30 лет эта отрасль пришла в упадок, что екатеринбуржцы могут наблюдать по судьбе аэропорта Уктус, но предприниматели надеются ее возродить. Все, что обывателю кажется несбыточной мечтой, для них - возможность занять свободную рыночную нишу. Вдохновляются зарубежным опытом: в США 600 авиапоселков, больше всего в Аризоне, Колорадо, Флориде, Техасе. Такой тип загородного жилья развит в Канаде, Коста-Рике и Южной Африке. К примеру, в городке Спрус Крик на 5000 человек населения построено 1300 домов и 700 ангаров для самолетов.

- Авиадеревни - очень перспективный проект, они свяжут все крупные и мелкие города между собой, создадут стабильный турпоток, а с ним придут и инвестиции, - уверен Малинкин.

Участники профессиональной выставки отнеслись к идее вполне благосклонно. Так, Александр Мих, который занимается строительством гостевых домов, считает, что малые самолеты вполне подойдут для путешествия по маршруту "Тропа Демидова", куда входят деревеньки на 20 домов и десятки пустующих гектаров.

- Почему нет? Отдаленные территории должны развиваться, а многие люди хотят жить в экологически чистых местах, - оценила перспективность идеи Юлия Иванова, заместитель руководителя управления Росреестра по Свердловской области.

Компетентно

Михаил Хорьков, руководитель аналитического отдела Российской гильдии управляющих и девелоперов:

- Рынку жилья России сильно не хватает разнообразия. Любые проекты, которые выбиваются из общей массы, можно приветствовать. Однако нишевая дифференциация - результат поэтапного дробления конкурентного рынка, а у нас пока очень много пробелов и на более низком уровне. Поселки с узкой специализацией сейчас можно рассматривать как разведку боем. Первые часто получают преимущества за готовность к риску, однако и шишки тоже набивают раньше всех.