Как сделать дорогу на юг удобнее для путешественников
Участники первого в России регионального форума автотуристов - он прошел под Воронежем - обсудили, что еще необходимо добавить российским дорогам, чтобы те стали не только ровными, быстрыми и безопасными, но и гостеприимными. Особое внимание уделялось трассе М-4 "Дон": в преддверии лета она становится для жителей центра и северо-запада России дорогой к морю и трафик по ней кратно увеличивается.
Магистраль М-4 перегрета, констатировали эксперты. И дело здесь не в жаре, от которой в июле плавится асфальт - хотя есть и это, - а в дисбалансе между придорожным сервисом и спросом на него. Делая главную трассу на юг быстрой и безопасной, Автодор отдалил ее от населенных пункты с их кафе и мотелями. А на свежепостроенных хайвеях, кроме редких АЗС, ничего пока не наросло.
Пикник на обочине
Если переиначить пирамиду Маcлоу под автопутешественников, то в самом низу, среди базовых ценностей, окажутся безопасность, еда и санитария. В середине - впечатления (автотурист едет за ними), а сверху - потребность в хорошем сервисе и развлекательной программе. Голодное брюхо к уюту глухо.
У трассы "Дон" есть проблемы на всех уровнях - кроме разве что безопасности. Удовлетворить потребности в еде и санитарии можно только на АЗС, где с мая по август выстраиваются очереди. Особенно тяжело путешественникам с детьми.
- Развитие придорожного сервиса - трудоемкая и длительная работа, а турист едет уже сейчас, - отметил руководитель "Лиги караванеров" Андрей Артюхов. Для спасения путешественников он предложил применить европейский метод городов-попутчиков. Это вовсе не обязательно должны быть областные центры: гостиниц и кафе там, конечно, больше, как и достопримечательностей, но заезд и выезд требуют больше времени, а туристический ценник выше. Другой дело - не избалованные вниманием путешественников города районного значения, имеющиеся в каждом регионе и обладающие необходимым набором развлечений и мест для отдыха. В Липецкой области это Елец, в Воронежской области - Рамонь с замком принцессы и Дивногорье, чьи чудеса обязан увидеть любой проезжающий по М-4. В Ростовской - станица Старочеркасская, столица донского казачества с монастырем и заповедником.
Создав на трассе систему навигации и организовав парковку в близлежащих городах, можно перенаправить поток автотуристов туда
Создав на трассе систему навигации и организовав парковку в близлежащих городах, можно перенаправить поток автотуристов туда, решив сразу три задачи. Во-первых, таким образом разгрузятся придорожные АЗС - у них появится возможность хотя бы навести порядок в санитарных зонах. Во-вторых (и в-главных, наверное), путешественники смогут отдохнуть и перекусить в более комфортных условиях, нежели парковка на обочине, получат новые впечатления. А если место понравится, то и останутся ночевать, а на обратном пути заедут снова. Наконец, местные бюджеты получат дополнительные средства для развития. Помимо указателей на трассах, привлечением автотуристов в города-спутники должны заняться созданные в каждом регионе туристско-информационные центры.
- В Европе ТИЦы имеются во всех малых городах. Помимо информации, там можно получить отметку о посещении для туристов, документирующих свои поездки. В Вильнюсе есть автокемпинг на окраине, куда из города приходит автобус, чтобы возить туристов на экскурсии. Это следующие темы, по которым может развиваться сервис в попутных селениях, - продолжил Артюхов.
Его поддержал руководитель комитета Российского союза туриндустрии по событийному туризму Геннадий Шаталов.
- Первым делом мы должны сами понять, что можем предложить туристам. Где им выпить кофе, перекусить, отдохнуть, на что посмотреть. Порой такие объекты неизвестны даже в своем регионе - недавно по дороге из Волгограда коллега завез меня в безвестное село, где варят первоклассный кофе. Как вскоре выяснилось, и вкусную еду готовят - в итоге мы провели там несколько часов и получили большое удовольствие. Информация об этом кафе распространяется через сарафанное радио, чего явно недостаточно.
Создав путеводитель вкусных, уютных и интересных мест, презентовать его надо не в Воронеже или Ростове, а много севернее - в регионах, которые поедут через эти города к морю. Рассказывать можно, например, через соцсети - мини-блог "Пробка в Лосево" показал перспективность такой модели, а объект и ник можно выбрать и пободрее.
Национальный колорит
Хороший опыт развития придорожного сервиса накоплен в Башкортостане - о нем рассказала заместитель министра предпринимательства и торговли республики Светлана Верещагина.
- Башкирия занимает второе в РФ место по протяженности автомобильных дорог. Через нас проходят три федеральные трассы, поэтому вопрос обслуживания автотуристов весьма актуален. Решаем мы его по нескольким направлениям. Во-первых, это господдержка инвесторов в придорожный сервис. Открыть кафе или АЗС за пределами населенного пункта - совсем другая история, нежели в городе, поэтому "робинзонам" доступно предоставление земельного участка без торгов. Эта мера оказалась очень востребованной, потому что стоимость аренды отдельных наделов в ходе торгов вырастала в 30 раз. Правом получить землю вне конкурса воспользовались уже десятки предпринимателей, - рассказала замминистра.
На каждый участок оформлен инвестиционный паспорт, где собраны все важные для будущего бизнеса сведения: близость к населенным пунктам, достопримечательности рядом, интенсивность дорожного движения, возможность примыкания. Паспорта размещены на онлайн-карте.
Следующий важный момент - субсидирование затрат на инженерную и транспортную инфраструктуру. В городе штендер на тротуар выставил - и готово, а здесь необходимо подвести свет и газ, построить заезд... Стоимость этих работ порой превышает половину бюджета всего проекта. В Башкирии компенсируют до 30 миллионов рублей таких затрат. Кроме того, здесь договорились с крупными сетями АЗС - те согласны предоставить свои полосы заезда-выезда гостиницам и кафе, которые появятся по соседству.
Наконец, в Уфе не забыли о национальных традициях.
- Разработанная нами стилистика придорожных объектов предусматривает использование как в интерьере, так и в экстерьере национальных орнаментов. Эта рекомендация не носит обязательного характера, но мы поразились, когда за нашу идею ухватились крупные сети и стали интегрировать нашу стилистику в свои объекты, - призналась Верещагина. - Теперь мы начинаем понемногу внедрять в меню придорожных кафе национальные блюда. Еще одна рекомендация - предусматривать на объектах молельные комнаты. Эта опция также оказалась очень востребована.
Но первое, что нужно автотуристу, - площадка отдыха с санитарной группой.Место, где можно остановиться, размять ноги, вымыть руки и посетить чистый туалет. В части локаций, где рентабельность невысока, озаботиться созданием таких мест необходимо региону.
- Мы обустроили 18 таких площадок - тоже в национальной стилистике. Столкнулись с вандализмом, теперь оборудуем их освещением и видеонаблюдением. Деваться нам некуда: цивилизованные места для отдыха автотуристов должен иметь любой регион.
Не проезжайте мимо!
В Воронежской области создана интерактивная карта "якорей" - туристических объектов, расположенных недалеко от федеральных трасс и интересных транзитному путешественнику, если исходить из той же пирамиды Маслоу.
- Мы работаем с туристами в режиме макротерритории, Центрального Черноземья. Этот подход имеет ряд преимуществ. Во-первых, местный бизнес получает право участвовать в конкурсах по тематическим мерам поддержки. Кроме того, мы и соседние регионы получаем возможность взаимно позиционировать друг друга. Если человек приехал в Воронеж, надо предложить ему осмотреть и соседние города. Я по себе сужу: если я еду за 300 километров, то еду не в одну точку, а выстраиваю маршрут, - рассказал Сергей Корчевников, руководитель департамента предпринимательства и торговли Воронежской области и заядлый автопутешественник.
В режиме макрорегиона можно рекламировать все Черноземье. Областные столицы рядом, доехать туда недолго, интересного там немало, а урожай впечатлений от путешествия будет намного богаче. Ведутся переговоры об обмене турами выходного дня и с Ростовом-на-Дону. Мультикультурная столица юга России может много чего предложить интересного и в гастрономическом, и в познавательном плане.
Кстати, 13 и 14 мая в туркомплексе Нелжа состоится вторая, фестивальная часть автофорума. Блогеры-путешественники расскажут об интересных местах, доехать до которых можно на автомобиле. Уже известный нам Андрей Артюхов приглашает обсудить тему кемпингов и стоянок как перспективного бизнеса с разбором действующих российских и европейских кейсов. На улице будет работать выставка автодомов и трейлеров со всей страны. Среди прицепов будет и чугунная баня на колесах.
Между тем
В Воронеже задумались о привлечении туристов не только в летний сезон. Вдохновленные успехом новогодней елки - несмотря на искусно созданную вокруг атмосферу скандала (а может, и благодаря ей), рассчитанное на фотосессии новое праздничное убранство центра города привлекло гораздо больше горожан и туристов, чем прежде, - власти намерены в следующий раз раздвинуть зону селфи за пределы главной городской площади.
- Признаться, я была среди противников замены катка на фотозону. Но новое убранство выстрелило: масса людей из Воронежа и других городов приехала в центр города, чтобы посмотреть на это убранство, - рассказала Екатерина Шрамко, директор туристско-информационного центра Воронежа. - Мы не были к этому готовы и не смогли развить успех: нечем было задержать туристов еще на пару дней.
К следующим новогодним праздникам город подойдет во всеоружии: за счет перекрытия движения в центре Воронежа будут расширены фотозоны, в местах массовых гуляний, помимо красоты, устроят еще и разные активности. Другим местом туристического притяжения должен стать проспект Революции, который вскоре станет пешеходным по выходным. И ждать зимы тут не придется - прогулки по главной улице Воронежа начнутся в июне, сразу по завершении ее подзатянувшегося ремонта.