Войти в почту

Как настроить частный музей на экономику впечатлений

Как сделать частный музей общественно значимым и экономически прибыльным, почему у одних это получается, а у других нет, надо ли считать конкурентом соседний музей - об этом и многом другом говорили участники прошедшего в Ярославле форума частных музеев Золотого кольца, на который приезжали музейщики не только с самого известного турмаршрута, но и из других регионов страны.

Как настроить частный музей на экономику впечатлений
© Российская Газета

Приватизация прошлого

Без частных музеев туризм представить давно уже невозможно. А их разнообразию, которое со временем только увеличивается, даже устаешь изумляться. Чего предпринимательская и творческая инициатива только не создала: есть в нашем Отечестве музеи кошки, магии, специй, кофе, хлеба, сыра, чак-чака, топора, рубанка, наперстков, лыж, забытой музыки, русских суеверий, теней, богемной жизни и даже невоспитанных детей...

Точное количество частных музеев в стране назвать довольно сложно, потому что их регистрация и внесение коллекций в Госкаталог - дело добровольное. На сайте Союза частных музеев и коллекционеров значится около 550 музеев, Ассоциация частных и народных музеев России сообщает о более чем семи сотнях таких объектов, на портале культура.рф можно найти сведения примерно о 500 частных музеях. В городах Золотого кольца, по данным Союза городов ЗК, частных музеев - 103.

При этом специалисты и даже сами владельцы таких мест показа соглашаются, что строгому понятию "музей" соответствуют отнюдь не все из них. И не только с юридической точки зрения.

- Важно задать вопрос, что такое музей, поскольку именно в отношении частных музеев это очень острая, я бы даже сказал - болезненная, тема, - говорит кандидат исторических наук, специалист учебно-методического и информационного центра работников культуры и искусства Ярославской области Дмитрий Полознев. - Музей - это, безусловно, коллекция, то, что на языке музейщиков обычно называется фондами, это их научное описание, каталогизация и публичный показ. Так вот в частных музеях часто остается только публичный показ. Да, коллекция есть, но, как правило, она вся представлена в экспозиции. Научное описание существенно проседает.

Есть в нашем Отечестве музеи кошки, магии, специй, кофе, хлеба, сыра, чак-чака, топора, рубанка наперстков, лыж, забытой музыки

Однако, напоминает эксперт, история становления музея как социального института говорит о том, что многие государственные музеи начинались с частной инициативы, с личных коллекций. Само же музейное дело пережило несколько этапов своего развития, и то, что происходит сейчас, по мнению Дмитрия Полознева, можно назвать "тотальной музеефикацией".

- Частные музеи как социальный институт включаются в процесс освоения, я бы даже сказал - приватизации, прошлого в хорошем смысле. То есть что-то становится частным, личным, важным для конкретного человека, его семьи, для круга его друзей, для какой-то территориальной общности. И вот в этом смысле значение частных музеев трудно переоценить, - считает эксперт.

Главное - искренность

Несмотря на то что ICOM (Международный совет музеев) определяет музей как некоммерческую, постоянно действующую организацию на службе обществу, без коммерческой составляющей частному музею не выжить. Потому, собственно, они и "исчезают довольно быстро". А бизнес-составляющая появится лишь в том случае, если верно угадан запрос общества.

К примеру, создатели костромского Музея сыра, открытого в самом конце 2017 года, запрос явно угадали, и сегодня, по словам его директора Сергея Ступакова, музей можно назвать успешным коммерческим проектом: в 2022 году его посетили 70 тысяч человек.

- Он, конечно, выстрелил. Это очень успешный проект, который доказывает, что такие музеи могут быть и они востребованы. Критики нас называют по-разному: недомузеем, квазимузеем, диснейлендом. Да, у нас нет специальных помещений для хранения фондов, нет даже складских помещений, все наши экспонаты находятся именно в экспозиции, но о каждом из них собрана информация, есть история костромского сыроделия, на которой все это основано. И время показало, что тема оказалась абсолютно актуальной и интересной всем - от самых маленьких до самых взрослых.

Сергей Ступаков уверен, что на современном этапе музей должен нести "позитивную, хорошую, красивую эмоцию" и это должна быть не рациональная история, а эмоциональная.

- Да, мы развлекательный проект, я честно в этом признаюсь, мы несем это, как флаг, - не скрывает своей позиции представитель костромского музея. - Мы подаем историческую информацию в игровой, интерактивной форме. Я полностью согласен с коллегами из Казани, из Музея чак-чака, что сначала у музеев была функция хранилищ, потом они стали выполнять образовательную роль, а сейчас они должны приносить счастье. То есть счастье, может быть, громко сказано, но радость, позитив музеи должны нести. Собственно, именно за этим к нам и приезжают гости, они об этом говорят, когда приезжают, и потом, когда уходят из музея. Буквально так: у нас поднялось настроение, нам стало тепло и хорошо.

"Эмоциональной историей", хотя и другого плана, а также искренностью привлекли посетителей в селе Учма под Угличем и создатели музея, посвященного людям, жившим на этой земле пять столетий и живущим сейчас. Вложив в свой небольшой музей всю душу, они вызвали отклик в душах совершенно посторонних людей, и теперь турпоток туда не иссякает. С апреля по сентябрь две тысячи гостей, слышавших их рекламу лишь по сарафанному радио, - результат великолепный.

- Удачный музей, мне кажется, всегда появляется там, где его создатель делает максимально субъективную экспозицию, вкладывает в нее свои искренние переживания. Посетитель всегда это чувствует, считывает, - объясняет свой подход директор музейного комплекса села Учма Елена Наумова. - Мы делали свой музей так, чтобы он понравился нам самим. Делали, продумывали, все "шурупчики" вкручивали там, где задевались какие-то струны собственной души. И эта наша искренность действительно привела в итоге и к достаточно хорошей уже коммерции.

По примеру комаров

Доцент экономического факультета ЯрГУ Александр Прохоров подчеркивает: экономическая составляющая в частном музее возникает только в том случае, если он включен в туристические потоки. Вне отрасли туризма это не более чем культурология, филантропия, но никак не экономика. Причем, с точки зрения эксперта, частные музеи, расположенные в одной и той же локации, не конкурируют друг с другом, как это происходит в других отраслях экономики, а, наоборот, привлекают дополнительных посетителей на территорию (правда, для этого они должны быть непохожи друг на друга). Он даже сравнил этот эффект с поведением комаров. Хоть и не очень привлекательно получилось, но зато наглядно.

- Комар пищит, привлекая самку. Но у одного насекомого писк слабый, поэтому они собираются в такие своего рода столбы, чтобы писк был мощнее. Частные музеи должны работать так же: на одной территории они все вместе должны привлекать туристов. То есть вы не конкуренты - вы сотрудники, и это очень облегчает инвестиционную деятельность, - объяснил владельцам частных музеев кандидат экономических наук.

На перспективы музейного дела как бизнеса ярославский ученый смотрит с оптимизмом. По его словам - и это экономисты давно признали, - эпоха потребительской экономики уходит в прошлое: в развитых странах накопление вещей становится уже немодным. Наступает новая эпоха - экономики впечатлений. Поэтому музеи будут, безусловно, востребованы.

- Главное содержание этой эпохи - получение впечатлений и готовность населения тратить все большую долю своих доходов на путешествия, посещение музеев и так далее. Поскольку для наших граждан зарубежные путешествия стали менее доступны, больше преимуществ получил внутренний туризм. Часть запертых внутри страны средств граждан неизбежно перетекает туда. Как следствие - экономическая эффективность музеев и вообще локальных культурных проектов с этой точки зрения должна увеличиваться, - прогнозирует Александр Прохоров.

Об этом, впрочем, говорит и статистика. По данным департамента туризма Ярославской области, в первом квартале 2023 года число туристов, остававшихся в регионе минимум на одну ночь, выросло на 16 процентов по сравнению с тем же периодом 2022 года. В самом Ярославле гостей оказалось еще больше - плюс 22 процента. На столько же больше путешественников посетили разные ярославские туробъекты.

- Перспективы светлые. Вообще известно, что чем беднее страна или регион, тем ценнее для них каждый добравшийся до них турист. Даже если мы будем беднеть, туризм будет приносить весомый кусок в карман частных музеев и в карман региона, - не сомневается эксперт.

прямая речь

Семен Жильцов, президент Союза частных музеев и коллекционеров:

- Мы все видим, какую значимую роль сегодня играют частные музеи в повышении туристической привлекательности регионов. Поэтому важно формировать необходимые условия для их деятельности, всячески поддерживать такие проекты. Наше объединение намерено продолжить совместную работу в этом направлении с коллегами из Союза городов Золотого кольца.