Войти в почту

Перевал Дятлова хотят «оседлать» глэмпингами

Возле легендарного места в Свердловской области чиновники планируют развивать инфраструктуру для туристов. Редакция выяснила, о чем идет речь и какие могут быть сложности.

Перевал Дятлова хотят «оседлать» глэмпингами
© TourDom

Тема развития туристической инфраструктуры на легендарном перевале Дятлова появилась не вчера. Еще в начале прошлого года замгубернатора Свердловской области Дмитрий Ионин говорил, что место это всемирно известное, о нем в Голливуде сняли кино и «было бы здорово найти инвестора, который бы организовал там кемпинги и транспортную инфраструктуру, а затем запустил все как полноценный продукт». Инвестора пока не нашли, а вот о проекте кое-какая информация появилась. Как рассказала 4 мая на пресс-конференции директор Департамента по развитию туризма и индустрии гостеприимства Свердловской области Эльмира Туканова, речь идет о строительстве визит-центра и гостиниц, причем реализовать проект собираются уже в ближайшие два года.

«Сразу хочу уточнить, что строительство туристско-рекреационной инфраструктуры планируется не на самом перевале Дятлова, как об этом сообщили в СМИ, а на точке входа на маршрут, – сказала TourDom.ru Эльмира Туканова. – Это Ивдельский городской округ, город Ивдель (около 200 км от перевала Дятлова. – Ред.). Здесь уже в 2023–2024 годы будет построен визит-центр, где туристы смогут получить всю необходимую информацию, а также появятся средства размещения – от экономкласса до класса люкс».

Вместо одного большого инвестора, о котором рассуждал Дмитрий Ионин, собираются привлечь нескольких, но не очень больших. Сейчас чиновники собирают заявки от предпринимателей, которые хотели бы поучаствовать в развитии нового туристического кластера. «В прошлом году Свердловская область выиграла 330 млн руб. по конкурсу Ростуризма, из этих средств и будет осуществляться грантовая поддержка. В настоящее время поступило 80 заявок, в том числе от тех, кто намерен развивать туристско-рекреационную инфраструктуру в Ивдельском городском округе. Обязательное условие – софинансирование в размере 55%», – сказала директор департамента туризма.

Впрочем, есть но. Максимальная сумма, которую может получить предприниматель, – 5 млн руб. С учетом софинансирования – примерно 7,7 млн. Для строительства каких-либо серьезных объектов это ничтожно мало, на кемпинг может и хватит, а на отель уже нет. «Мы на юрточный лагерь на 20 человек, который поставили на своем маршруте, потратили 6 млн руб.», – прокомментировал Алексей Быков, управляющий экстрим-клубом «Шатуны 96», который организует походы на перевал Дятлова на квадроциклах и снегоходах (в зависимости от времени года). Идея со строительством новых отелей показалась предпринимателю не очень понятной. «Глэмпинги – это неплохо, но гораздо лучше было бы, если бы государство помогло развить уже существующие маршруты к перевалу, сделать их более комфортными, вместительными и безопасными. Например, не хватает присутствия МЧС на маршрутах, – отметил Быков. – Но если все-таки появятся новые отели и глэмпинги, не очень понятно, сколько времени проекты будут окупаться. Думаю, очень долго».

Также неясно, будет ли спрос на новые отели в 200 км от перевала Дятлова. Несмотря на то что, по словам Эльмиры Тукановой, турпоток в Свердловскую область значительно вырос (в первые месяцы этого года регион посетило около 800 тыс. человек – плюс 15% к 2022-му), есть сомнения, что перевал Дятлова станет местом массового паломничества. Сейчас, к примеру, услугами клуба «Шатуны 96» пользуется около 400 туристов в год, и все они, как правило, не поклонники глэмпингов и люксовых номеров, а любители экстремального отдыха. Кроме «Шатунов» на перевале работают еще четыре фирмы. Очевидно, что это нишевый вид туризма. Возможно, для того чтобы он стал массовым, гостиницы нужно строить вблизи перевала Дятлова, но первоначально нужно фактически с нуля создать в горных районах всю необходимую инфраструктуру. «Ближайшая точка к перевалу – построенная геологами в советское время “База Ильича”, она находится всего в 25 км. Но там нет инфраструктуры от слова “совсем”. Ни электричества, ни даже нормальной дороги. Грунтовка, которая периодически становится непроходимой для обычного транспорта, – рассказал Алексей Быков. – И поэтому в создание инфраструктуры здесь придется вложить колоссальные деньги».