Войти в почту

«Но не летят туда сегодня самолеты…»

<p><b>2,5 млрд. рублей на частичную компенсацию расходов закрытых аэропортов</b></p><p>Поддержку получат аэропорты в Ростове-на-Дону, Краснодаре, Анапе, Геленджике, Элисте, Липецке, Белгороде, Брянске, Курске, Воронеже и Симферополе. </p><p>«Сегодня выделим почти 2,5 млрд. рублей на частичную компенсацию операционных расходов аэропортов, где временно приостановлено обслуживание гражданских авиарейсов», – заявил Мишустин, напомнив, что в 2022 году на эти же цели было выделено около 7 млрд. рублей. По его словам, благодаря этому решению «удалось сохранить высококвалифицированные кадры и изменения в численности сотрудников нигде не превысили и 10%». </p><p>«Такое решение позволит использовать предоставленные субсидии, в том числе и для оплаты процентов по инфраструктурным кредитам, а, значит, воздушные гавани смогут планировать дальнейшее развитие», – подчеркнул Мишустин.</p><p><b>Аэропорты 11 городов второй год в простое</b></p><p>Начиная с 24 февраля 2022 года Росавиация ограничила полеты в 11 городов России. Авиакомпаниям было рекомендовано организовать перевозку пассажиров по альтернативным маршрутам, в том числе через аэропорты Сочи, Волгограда, Минеральных Вод и Ставрополя. </p><p>Запрет на полеты в 2022 году продлевался несколько десятков раз. Пока продолжается СВО на приграничной территории Украины, полеты в аэропорты юга и центральной части России могут стать потенциальной мишенью для работы сил украинской ПВО и военной авиации. Поэтому запрет на работу аэропортов выглядит достаточно обоснованной мерой. </p><p>С января 2023 года Росавиация больше не публикует информацию о продлении запрета на полеты в аэропорты юга и центральной части России. Теперь об этом извещают сами региональные аэропорты. Большинство российских авиакомпаний полностью приостановило продажу билетов в закрытые аэропорты. «Аэрофлот»: билеты не продаются до конца 2023 года. «Победа»: билеты не продаются до конца 2023 года. «Уральские авиалинии»: билеты не продаются до конца 2023 года. S7: билеты не продаются до конца 2023 года. </p><p>Закрытие аэропортов, часть из которых обслуживает популярные туристические направления, негативно сказалось на объемах авиаперевозок в стране. Минтранс оценил выпавший из-за этого в 2022 году пассажиропоток в 19,1 млн. человек. Всего за прошлый год отечественные авиакомпании перевезли 95 млн. пассажиров. План по пассажиропотоку в 2023 году составляет 101 млн. человек, заявил в конце марта 2023 года министр транспорта Виталий Савельев.</p><p><b>Субсидии в 2022 году</b></p><p>В 2022 году субсидии аэропортам увеличивались трижды. В апреле на компенсацию операционных расходов закрытых аэропортов из резервного фонда было выделено более 1,5 млрд. рублей. В мае эта сумма по решению правительства была удвоена до 3 млрд. рублей. В августе премьер-министр Михаил Мишустин заявил, что меры поддержки 11 закрытым аэропортам расширят еще почти на 2,5 млрд. рублей. Наконец, в октябре 2022 года Мишустин сообщил о выделении дополнительной поддержки в размере 2 млрд. рублей. </p><p>В начале февраля 2023 года замруководителя Росавиации Наталья Андрианова сообщила о намерении правительства продолжить и в этом году поддержку по данному направлению. Позднее руководитель агентства Александр Нерадько заявил, что оно рассчитывает на сопоставимые с прошлогодними объемы господдержки. По словам Нерадько, Росавиация уже посчитала объем субсидий за декабрь – март и сумма должна быть такой же, как в 2022 году. Методику расчета агентство направило в Минтранс, сообщил он. </p><p>Ранее представители нескольких закрытых аэропортов заявили, что текущих объемов субсидий им в целом хватает. Между тем, в аэропортах Курска и Брянска отметили: несмотря на то, что персонал занят обслуживанием государственной авиации, выделенных средств им недостаточно.</p><p><b>Отменяются полеты не только в закрытые города, но и по всей России</b></p><p>Авиакомпании начали отменять запланированные рейсы по России из-за сокращения субсидий от государства. Субсидирование внутренних рейсов в 2023 году сократили с 9 млрд. рублей до 7,5 млрд. рублей. Эксперты полагают, что в 2023 году программу субсидирования урезали из-за секвестирования расходов госбюджета. Минтрансу поручили уменьшить расходы на 5%, в результате чего программа была сокращена на 17%. В свою очередь, Росавиация решила убрать маршруты, по которым договоры о финансировании еще не были заключены. </p><p>Больше всего отмененных маршрутов оказалось в Омской и Тюменской областях, Татарстане, Санкт-Петербурге, Дагестане и Северной Осетии. На фоне сокращения программы субсидирования авиакомпания Nordwind Airlines отказалась от полетов по маршрутам Нижний Новгород – Петрозаводск и Кемерово – Чита. «Россия» отменяет еженедельные рейсы из Санкт-Петербурга в Тобольск.</p><p><b>Мнения экспертов</b></p><p>Гендиректор Friendly Avia Support Александр Ланецкий говорит, что если объем в 2,5 млрд. рублей будет распределен на весь год, то это будет «самой нижней планкой, которая не позволит аэропортам «умереть с голоду». </p><p>По его оценке, 11 аэропортов будут закрыты примерно до 2025–2026 годов. Дальнейший размер субсидий, продолжил эксперт, будет зависеть от состояния бюджета страны и лоббистских возможностей собственников аэропортов. </p><p>В положении неопределенности сформировалось представление, что ситуация будет носить затяжной характер, и запускать масштабные инвестиционные проекты нет смысла, считает директор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев. </p><p>Никто не может сказать, какой окажется конфигурация рынка авиаперевозок после завершения СВО. В такой ситуации любой инвестор предпочтет поставить крупные проекты на паузу. Те проекты, которые недавно были начаты, замораживаются. У объектов с высокой степенью готовности консервация и дальнейшее возвращение к работе зачастую обходятся дороже, чем завершение строительства сейчас, поэтому их сворачивают. </p><p>Главный эксперт Института экономики и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов отметил, что в случае с закрытыми аэропортами решение о том, поддерживать их в работоспособном состоянии или консервировать, остается за регулятором. </p><p>«Коль скоро речь идет о поддержке, нужно обеспечить финансирование предприятий в необходимом объеме, включая выплату зарплаты квалифицированным специалистам», – подчеркнул Борисов, добавив, что в данном случае аэропорты полностью зависят от решений госорганов и задача государства – поддержать их существование на должном уровне, чтобы не допустить деградации инфраструктуры. </p>