Войти в почту

В Дагестане ввели платное посещение Салтинской теснины

В Дагестане растет число туристических объектов, за вход на территорию которых начали взимать плату. Местные жители и туроператоры недовольны - по их мнению, реконструируют локации и так на средства инвесторов, а законность платного посещения достопримечательностей сомнительна.

В Дагестане ввели платное посещение Салтинской теснины
© Российская Газета

В начале года правительство Дагестана установило плату за посещение некоторых охраняемых природных территорий. Среди них - парки "Верхний Гуниб", "Хунзахский", "Ицари", Карадахская теснина, водопады Ханагский и Чвахило, озеро Мочох и Алмакский каньон. Стоимость входного билета составила сто рублей. Такое решение вызвало негативную реакцию туристов, работников отрасли и местного населения.

В минприроды Дагестана прокомментировали решение о введении платы за вход на туробъекты. Там заявили, что эти деньги позволят "повысить качество предоставляемых услуг в сфере туризма, поспособствуют развитию инфраструктуры и материально-технической базы для обслуживания посетителей".

К началу летнего сезона власти приготовили еще один сюрприз, введя постановлением правительства РД плату за посещение знаменитой Салтинской теснины и ее водопада.

Место действительно уникальное. Небольшая речка течет по теснине и внезапно уходит вниз через отверстие в скале. Пробравшись сквозь него, попадаешь в большую пещеру. И тут можно бесконечно любоваться потоком воды, падающим с высоты 20 метров.

Решение властей вызвало шквал возмущения. Местные жители обратились за помощью к депутату Госдумы от Дагестана местному уроженцу Хизри Абакарову.

- Знаете, как ничего не вкладывая, начать зарабатывать? Это вопрос, ответ на который, видимо, нашли в минприроды Дагестана. В моем родном селе Салта, которое известно всем благодаря Салтинскому водопаду, появились странные личности, каждый со своей важной бумагой, уверенные, что смогут, просто показав эту филькину грамоту, заработать большие деньги, - резко прокомментировал ситуацию Абакаров.

Он пояснил, что по некоему договору взимать плату будут со всех посетителей Салтинского водопада. "Годами жители села создавали условия для того, чтобы посетителям водопада было удобно, вкладывали в это силы и средства. И теперь приходит кто-то с бумажкой и говорит: "Зарабатывать буду я", - добавил депутат.

Тут уж всякий вспомнит Остапа Бендера, героя романа Ильфа и Петрова "Двенадцать стульев": "- А с какой целью взимается плата?

- С целью капитального ремонта Провала, чтоб не слишком проваливался".

Абкаров отметил, что планирует встретиться с главой Дагестана Сергеем Меликовым и обсудить сложившуюся ситуацию. Содержать Салтинский водопад в порядке, зарабатывать на нем и платить налоги должны сами жители села, уверен народный избранник.

Неаргументированная позиция властей в отношении платы за доступ к туристическим объектам грозит конфликтами

Как и в предыдущем случае, минприроды Дагестана ограничилось стандартным ответом: установление платы повысит качество предоставляемых услуг в сфере туризма, а все полученные средства потратят на благоустройство.

Сейчас туристический сезон в Дагестане в самом разгаре. И недостаточно аргументированная позиция властей в отношении платы за доступ к достопримечательностям и дальше грозит конфликтами, что может негативно сказаться на отрасли в целом. В редакцию "РГ" обратились также выходцы из села Гамсутль. В заброшенном селе никто не живет десятки лет, но его посещают тысячи туристов. За вход с человека, по словам гамсутлинцев, берут 200 рублей. При этом о благоустройстве объекта и безопасности туристов и речи не идет. Совсем недавно гостья из Екатеринбурга, желая сделать эффектное селфи на фоне древних строений, сорвалась с обрыва. Автомобильной дороги до села нет, поэтому спасатели несли ее на носилках до места, куда смог приземлиться вертолет.

Руководитель единого сервиса путешествий по Дагестану Гасан Туллиев рассказал корреспонденту "РГ", что платный вход на территорию природных достопримечательностей - общемировая практика. Наличие инфраструктуры вокруг таких мест повышает комфорт для туристов, увеличивает их число и позволяет привлечь к работе местное население. При этом расходы на строительство и содержание таких объектов окупаются платным входом.

- Но возникает резонный вопрос: а куда направят средства? - отметил Туллиев.

Он предлагает несколько вариантов быстрого решения вопроса благоустройства туристических локаций в Дагестане.

Один из них - взять инфраструктурный кредит под гарантии республики, строить коммуникации и дороги, организовывать работу местных служб и только потом собирать деньги с туристов на погашение кредита. Другой вариант - передать объект в аренду частным лицам с четко оговоренными правилами работы и конкретными сроками, согласованными с местным населением.

И наконец, передать все в управление местным жителям, которые своими силами или заемными средствами обустроят локацию и затем начнут брать необходимую плату с туристов. Этот вариант в условиях Дагестана наиболее оптимален, так как в привлекательность региона для отдыхающих именно местные жители вносят самый большой вклад, считает эксперт.

- Состояние туристических площадок не сильно поменялось за последние несколько лет. Исключения - комплекс "Главрыба" и Дербент, но там скорее частные инвестиции ускоряют процесс принятия решений. В Гамсутле, Хунзахе, Матласе и других локациях все строится руками местных жителей. Нет генерального мастер-плана развития территории, нет больших инвестиций в локации, нет диалога правительственных структур с местным населением. Поэтому плата за вход на объекты, которые раньше были бесплатными, встречает негативный отклик от жителей и туроператоров, - говорит Гасан Туллиев.