Как белгородский Шебекино восстанавливается после украинских обстрелов
Отменены пропуска на въезд и выезд в город Шебекино, свободно перемещаться разрешено с 06.00 до 21.00. Корреспондент "РГ" отправился туда с первым рейсом.
Автобус из Белгорода до Шебекино ждет пассажиров на привычной платформе около кассы, но желающих ехать не так уж и много. "Наверное, еще никто не знает, что пустили транспорт, а то бы тут толпа собралась", - рассуждают две дамы с объемными сумками в ожидании отправки рейса. Одна едет покормить кошек, вторая - переживает за свой огород, но обе очень рады, что появилась сама возможность съездить в Шебекино, домой...
Дорога до приграничного города пролетает мгновением. Те, кто не был здесь в ту жуткую ночь на 1 июня, когда взрывалось и горело все вокруг, признаются: "Страшно ехать. Снова смотреть на эти разрушения..." Однако первое, что бросается в глаза в приграничном городе, по которому ВСУ круглые сутки выпускали тысячи снарядов, так это... цветение роз, буйство их красок и аромат поражают.
А проехав чуть, видишь и разбитые фасады, и сломленные деревья, и обугленные здания, и разобранные кровли домов с зияющими чернотой пробоинами в стенах. Часть их уже огорожена строительными лесами, и так пахнет деревянной доской, что настроение все равно улучшается.
- Мы приезжали сюда дня три назад, - рассказывает одна из попутчиц. - Дело шло к вечеру, солнце садилось. Пустой и неестественно тихий город - ни машины, ни души на улице... Я почувствовала себя героиней фильма ужасов...
Наш разговор прерывает дребезжащий рев газонокосилки, и женщина смеется: "Кто бы мог подумать, что я обрадуюсь этому звуку! Ой, да пусть он косит хоть круглые сутки!"
Татьяна Кривошей (слева) и АленаПесоцкая помогают коммунальщикам убирать с улиц мусор. Фото: Анна Скрипка/РГ
Около кирпичного дома по улице Свободы стоит грохот и стекольный звон. Горы битых стройматериалов, стекла, обломки веток и прочего мусора подрастают благодаря нескольким женщинам. Татьяна Кривошей, Оксана Гусева и Алена Песоцкая машут сначала совковыми лопатами, потом щетками: очищают разбитый дом и тротуар рядом.
- Я продавец в обувном магазине, - рассказывает Оксана Гусева. - А здесь работает муж, я помогаю ему. А как иначе? Мы же все шебекинские.
Женщины, не прерывая работу, рассказывают о самых страшных днях, когда город бомбили непрерывно и неустанно. Татьяна Кривошей вспоминает, что уже тогда они понимали, что надо ехать и закрывать окна. Хоть пленкой, хоть фанерой... "Люди ведь ничего не брали с собой: бежали в чем были. А имущество все попробуй купи заново".
"Пришел паренек - нужна справка для поступления в вуз. Жизнь продолжается", - с улыбкой говорит врач
Сотрудница фирмы Виктория Ядвейчук добавляет, что во многом такая оперативность волонтеров-строителей и позволила сохранить множество квартир в эти дни. Теперь же, когда люди потянулись в город, процесс восстановления будет ускоряться с каждым днем.
Строительные леса вокруг домов, торговых точек, центральной районной больницы... Пока большая часть строителей демонтируют сгоревшие или перебитые конструкции. Студент Шебекинского техникума промышленности и транспорта Максим Свириденко тоже работает наравне с опытными мастерами.
- Сейчас все, что пришло в негодность, выбросим и сделаем новую крышу, - показывает он на один из домов, где снарядами разбило кровлю. - Все будет быстро, надо только немного потрудиться, и город начнет жить.
Сам Максим до начала строительных работ волонтерил: кому воду, продукты привезти, кому покормить животных.
- Я просто понял, что не могу все бросить и уехать, - говорит он теперь. - Да, было страшно. Потом, когда не стало электричества, воды, - очень тяжело. Но я думал так: надо просто не унывать. И в один из моментов смотрю - интернет заработал! Ну, думаю, все: жизнь налаживается.
В центральной районной больнице - похожее настроение. Пока строители трудятся над разбитым снарядами фасадом и меняют окна, медики ждут пациентов. "А-а-а, так вы журналист, - разочарованно тянут в регистратуре. - Мы-то уже пациентов ждем! Может, вам тоже чем-то помочь?"
Впрочем, главный врач Олеся Нестеренко рассказывает, что уже в первое утро после возобновления работы пришел паренек. "Нужна справка для поступления в вуз. Жизнь продолжается", - с улыбкой говорит врач.
В городе не много автомобилей, жители ездят на велосипедах и ходят по улицам. Бегают дружелюбные собаки - как только увидят человека, идут следом. Работает местная сеть заправок...
В автобусе по пути в Белгород не наберется и десятка пассажиров. Водитель терпеливо диктует расписание рейсов дедушке: - Это сейчас у нас есть перерыв между рейсами по два часа, - замечает он, - а с пятницы автобус будет ходить каждый час.