Ликвидация «тэшек», кольцевой маршрут и автобусы-гармошки: что дальше ждать от транспортной реформы в Перми
Первые электробусы и новая «тэшка» Хотя в Перми давно действует тренд на сокращение и без того небольшого числа «тэшек», в этом году, наоборот, появится новый маршрут, который станет работать по нерегулируемому тарифу. Осенью в краевой столице собираются запустить автобус № 1т «Заозерье» – «Центральный рынок». «Конкурс уже провели. Перевозчик планирует выйти на маршрут с 1 сентября», – сообщил Эдуард Хайруллин. Также до конца 2023 года планируется запустить первый электробусный маршрут № 81 «Улица Сапфирная» – «Пермь-2». Аукционы на поставку экологичного транспорта и зарядной инфраструктуры для него уже завершились. Московская компания «Ситроникс» должна до 30 октября смонтировать четыре ультрабыстрые зарядные станции по маршруту. А нижегородская фирма «Автотехкомплект» (дилер КамАЗа) к середине ноября обязана поставить 16 электробусов. Поэтому власти рассчитывают, что уже в конце осени откроют движение по этому маршруту. Кстати, в основном весь электробусный «банкет» оплачивается из федеральной казны: Правительство РФ выделяет 759,4 млн рублей. Еще 72,9 млн добавят из бюджетов края и Перми. По словам Хайруллина, сейчас «Пермгорэлектротранс» готовится приступить к обустройству разворотной площадки в ЖК «Погода», откуда будет стартовать 81-й маршрут. По просьбам жителей власти города сохранят автобус № 71. Его ввели в качестве компенсационного маршрута в апреле этого года перед началом ремонта трамвайных путей на улице Куйбышева. Причем его не просто сделают постоянным, но и продлят. Если сейчас маршрут связывает улицу Анвара Гатауллина с Октябрьской площадью, то после завершения реконструкции путей на Куйбышева (по планам – конец августа) он будет следовать до вокзала Пермь-1. Сколько «тэшек» уберут в 2024 году В 2024 году департамент транспорта намерен развивать внутрирайонные связи. В первую очередь новые маршруты планируется организовать в мкр. Налимиха, а также на Иве-1 и ЖК «Погода». «Одна из важных задач – повысить транспортную доступность мкр. Налимиха, где расстояние до ближайшей остановки составляет 1,5 км. В этом году Кировская администрация должна обустроить место для разворота, после чего можно будет организовать регулярные перевозки», – отметил первый замглавы администрации Перми. В Налимихе новый автобусный маршрут позволит обеспечить подвоз жителей к социальным объектам и пунктам пересадки на магистральные маршруты. Как пояснил глава Кировского района Михаил Борисов, автобус планируют пустить по улице Светлогорской через улицу Героя Лядова до остановки «ТЦ Браво». Благодаря этому жители смогут пересаживаться на другие автобусы и добираться как до Кировского района, так и до центра Перми. Также это упростит подвоз детей до школы «СинТез». В Мотовилихе новый маршрут должен связать Иву-1 со строящейся в ЖК «Погода» школой, а также разгрузить действующие автобусы №№ 69 и 70. В сентябре 2024 года завершится действие свидетельств у пяти внутрирайонных «тэшек»: № 5т, 8т (Кировский район), 4т, 11т (Свердловский) и 10т (Дзержинский). Их заменят на маршруты по регулируемым тарифам. При выборе трассировки новых маршрутов обещают учесть мнения и пожелания местных жителей. В итоге осенью 2024 года в Перми останутся только две «тэшки», которые связывают Орджоникидзевский и Кировский районы с центром Перми. Речь идет о № 1т «Заозерье» – «Центральный рынок» и № 7т «Крым» – «Центральный рынок». Они будут работать как минимум до 2027 года, пока у них действует свидетельство. После чего городские власти рассмотрят вопрос об их замене на маршруты с регулируемыми тарифами. Когда в Перми запустят кольцевой автобусный маршрут? Не исключено, что в 2025 году в Перми появится кольцевой автобусный маршрут. По крайней мере, мэрия рассматривает возможность его запуска и прорабатывает трассировку. «Решение о его запуске будет принято при формировании бюджета на соответствующий период», – пояснили «ФедералПресс» в городском департаменте транспорта. Задача кольцевого маршрута – связать все ключевые пересадочные точки Перми, чтобы жители совершали поездки между районами, минуя наиболее загруженный узел Центрального рынка. «В планах организовать кольцевой маршрут так, чтобы он проходил через основные пересадочные узлы – ЦУМ, ул. Попова, ДКЖ и другие. И пассажиры могли бы добираться в другие районы не через центр, а пересаживаясь на кольцевой маршрут. Интервал движения автобусов на кольцевом маршруте хотели бы сделать 10 минут, время работы – с 6:00 до 00:00», – рассказал Эдуард Хайруллин. На каких маршрутах могут появиться автобусы-гармошки Также власти Перми изучают возможность использования автобусов большего класса на магистральных маршрутах при перезаключении ряда долгосрочных контрактов, которые истекают в 2025 году. Но здесь неизбежно возникают финансовые вопросы и другие трудности. «На наших круглых столах многие перевозчики говорят о том, что им не хватает водителей. А на длинные автобусы нужны водители более высокого класса и более профессионального уровня. Поэтому обязательно будем еще консультироваться с перевозчиками по этому вопросу. Более того, надо учитывать, что длинные автобусы стоят почти в два раза дороже. Но если все-таки это будет актуально, то мы запустим их на ряде маршрутов», – поделился планами первый вице-премьер Перми. Прежде всего, появление автобусов-гармошек в 2025 году стоит ожидать на маршрутах из Кировского (№ 15 и 60) и Орджоникидзевского (№ 53 и 77) районов, а также на ряде маршрутов в центральной части города. Ранее «ФедералПресс» писал, что пермским депутатам будут компенсировать расходы на проездные в городском транспорте. Фото: Elena Mayorova / Global Look Press / www.globallookpress.com, ФедералПресс / Александр Переверзев