Продажи клубных карт в российских фитнес-клубах выросли почти на 10%, посещаемость увеличилась на 7%, но все равно показатели меньше, чем в допандемийном 2019 году. Совокупная выручка за первое полугодие выросла на 8 млрд рублей, почти до 83 млрд рублей. При этом ее рост сопровождается снижением маржинальности, поскольку увеличиваются расходы.
Владельцы бизнеса ищут разные выходы: предлагают карты с более короткими сроками, делают ставку на умный фитнес. Чтобы увеличить трафик, все чаще открывают клубы в торговых центрах, а чтобы сохранить лояльность клиентов, организуют фитнес-туры.
Причины стагнации те же, что и у всего российского бизнеса, — выход из пандемийного периода, импортозамещение, снижение платежеспособности населения. Клиенты предпочитают не строить долгосрочные планы и выбирают короткие абонементы, говорит президент Ассоциации операторов фитнес-индустрии России, руководитель сети фитнес-клубов World Gym в России Ольга Киселева:
Ольга Киселева президент Ассоциации операторов фитнес-индустрии России, руководитель сети фитнес-клубов World Gym в России «Человеку удобнее и безопаснее платить помесячно и в любой момент выйти из этой сделки. Мы видим эту динамику роста рынка так называемых рекуррентных платежей или платежей по подписке. За три последних года в среднем цена на фитнес-услуги, на абонементы выросла не больше чем на 8%. Сравните с инфляцией. Это говорит о том, что потребительская платежеспособность невысокая, но тем не менее спрос на здоровый образ жизни явно растет. Поэтому, с одной стороны, к нам потребитель приходит, а с другой стороны, мы не можем серьезно повышать цены на эти услуги, потому что ограничен уровень платежеспособности людей».
Из предпочтений у клиентов — так называемый умный фитнес, который направлен на оздоровление организма. Сейчас в моде растяжка, стретчинг, пилатес и йога. Клиентов-мужчин в залах стало меньше, впрочем, как и тренеров мужского пола. Причины понятны. Но отмечается увеличение клиентов-женщин возраста от 45 лет и старше, которые предпочитают вести активный образ жизни.
Этим летом нет привычного спада посещаемости, который бывает с мая по август. Люди меньше ездят в отпуска, а если отдыхают, то не так долго. Чтобы удержать клиентов, клубы продолжают организовывать фитнес-туры. Если раньше активно выбирали Шри-Ланку, Таиланд и Турцию, а также Италию, Испанию или Грецию, то сейчас на фоне взлета курса валют и из-за проблем с визами выезжать стали меньше. Все чаще выбирают туры по России, например Сочи, Алтай, Карелию, Калининград или даже ближайшее Подмосковье, где тур начинается от 15 тысяч, а некогда бюджетная Турция обойдется уже в 200-300 тысяч.
Год назад москвичка Ольга летала в фитнес-тур на Шри-Ланку:
«Я ездила в кроссфит-кемп на Шри-Ланку, потому что занимаюсь кроссфитом давно. Тур организовывал наш тренер, и мы поехали вместе с ним своей компанией. Все классно, круто, занимались серфингом, занимались фитнесом, путешествовали. И все уже за тебя продумали: что тебе делать, куда ехать и что смотреть. Это был Новый год 2021-2022, десять дней. Проживание, билеты, плюс серфинг, плюс тренировки — все вместе порядка 130 тысяч рублей».
Чтобы сделать фитнес-туры бюджетнее, клубы оптимизируют расходы на поездку. Говорит глава Ассоциации операторов фитнес-индустрии в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, управляющая фитнес-студиями «Стремление» Наталья Борулько:
Наталья Борулько глава Ассоциации операторов фитнес-индустрии в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, управляющая фитнес-студиями «Стремление» «Выбираем туры как можно ближе, как можно дешевле. Как вариант, размещение меняем. То есть, если это Шри-Ланка, и раньше выбирали размещение в отелях, сейчас смотрим размещение на виллах, где можно несколько человек устроить. Таиланд тоже смотрю для своих организаций, своих фитнес-туров. Я смотрю уже не отели, а виллы, где можно разместиться, где-то брать небольшой легкий завтрак, ну а остальное питание уже сами в каких-то окружающих ресторанчиках, кафешках. Приспосабливаемся, ищем, но удовольствие сейчас не самое дешевое».
Одним из главных трендов последнего времени стало открытие фитнес-клубов в торговых центрах на месте магазинов ушедших из России брендов. Говорит президент Национального фитнес-сообщества Елена Силина:
Елена Силина президент Национального фитнес-сообщества «Арендодатели торговых центров идут на определенные послабления в части площадей в аренду для фитнес-клубов. Вообще тенденция, что потребительские привычки и предпочтения меняются. Люди стали пользоваться чаще ТЦ как возможностью провести досуг, и здорово, что можно сходить на тренировку в фитнес-клуб. Тренд на здоровый досуг, мы вообще считаем, что в ближайшее время даст прирост количеству фитнес-клубов в ТЦ. ТЦ — хорошая локация, которая имеет и парковочные места, и фуд-корты, и детские развлечения. Очевидно, арендодателям можно уже рассматривать фитнес индустрию как якорную позицию».
И, похоже, прогнозы по поводу якорного арендатора сбываются. Уже сейчас строящиеся торговые центры в своей рекламе сразу обозначают кроме всех привычных позиций наличие фитнес-центра.