АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» совместно с акционерным обществом «Группа Б1» с целью анализа актуальных спроса и предложения, изменений в сфере гостеприимства и туризма в 2022 году, предпочтений и ожиданий туристов от отдыха в 2023 году на территории РФ, а также оценки удовлетворенности туристов услугами, оказываемыми представителями российской туристической отрасли, провела социологическое исследование, включавшее два опроса для представителей туристической отрасли на тему: «Внутренний туризм в 2022-2023: опрос представителей туристической отрасли» и для туристов на тему: «Отдыхаем в России. Где были? Что видели? Куда поедите?». По результатам исследования был сформирован отчет «Российский внутренний туризм - 2023: новые горизонты», включающий результаты проведенных опросов, которые помогут субъектам РФ определить эффективность мер поддержки для представителей туристической области, сформировать перечень практик и решений по применению данных мер, а также выявить закономерности в восприятии региона среднестатистическим российским туристом. Отчет поможет представителям туристической отрасли скорректировать предпринимательскую деятельность исходя из ожиданий потребителей услуг, а также акцентировать ее на актуальных запросах современных путешественников. Директор дивизиона «Городская экономика», Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов Ольга Захарова отметила, что проведенное исследование показало, что большинство россиян считает свой родной регион туристически привлекательным, 77% респондентов любят путешествовать по стране и узнавать ее. «Это важный показатель для предпринимателей, работающих в сфере туризма, не менее половины из которых, согласно исследованию, планируют и дальше развивать свой бизнес, а треть рассчитывает его расширить», - пояснила Захарова. По итогам наблюдений, а также результатам исследований, число россиян, которые панируют отпуск в этом году, выросло по сравнению с 2022 г и составляет 83%. 12,4% респондентов уже оплатили путевки, билеты или проживание в гостинице. Оценивая свой отпуск в 2022 году, 85% опрошенных остались вполне удовлетворены. Данный факт подтверждается тем, что 79,3% представителей туристического бизнеса отметили, что клиенты часто (51%) и очень часто (28%) возвращаются к ним снова. Исследование помогло выявить, что уровень информированности населения о таких возможностях, как субсидии на покупку билетов, возмещение затрат на отдых в России недостаточно высок. Потому как лишь 13% респондентов воспользовались стимулирующими программами по компенсации затрат на путешествия в 2022 году. Также стало известно, что россияне достаточно консервативно подходят к выбору мест проведения отпуска. До 2022 года участники исследования проводили свой отпуск, в основном не покидая регион постоянного проживания либо путешествуя по России. Лишь 23% до 2022 года путешествовали, уезжая в другие страны. По итогам исследования стало известно, что россиянам нравится отдыхать в своей стране. Большинство (77%) жителей нашей страны, участвовавших в опросе, указали, что с удовольствием путешествовали по России в прошлом и продолжают это делать сейчас. Лишь 3% респондентов категорически не нравится отдых в России, и они предпочитают проводить отпуск за рубежом. Сильнейший интерес у россиян вызывает отдых на морских курортах и пляжах. Его в качестве наиболее предпочтительного вида туризма выбрали 76% опрошенных, второе место в рейтинге популярности (64%) занял историкокультурный туризм. Для большинства голосовавших Россия остается приоритетным направлением отдыха в 2023 году. Так, 66% респондентов планируют отдыхать в России, и при этом 46% рассматривают для себя варианты отдыха только в нашей стране. В нынешнем году многие российские регионы окажутся более интересными как туристические направления, а Москва и Санкт-Петербург перестанут быть безусловными лидерами в этой сфере. Наиболее привлекательным местом для отдыха в 2023 году был признан Кавказ – его указали 47% респондентов. Кроме того, повышается интерес россиян к регионам Дальнего Востока (38%) и Крыму (46%). Растет популярность Русского Севера, Карелии, Сибири и Арктики. Руководитель направления по оказанию услуг компаниям сектора недвижимости, гостиничного бизнеса и строительства, государственного и транспортного секторов Группы компаний Б1 Ольга Архангельская отметила, что события последних нескольких лет оказали на отрасль негативное влияние, однако при этом следует признать, что международные ограничения могут дать импульс для роста внутреннего туристического рынка России и его дальнейшего развития. «Как показало наше исследование, с одной стороны, популярность внутреннего туризма среди россиян находится на достаточно высоком уровне, а с другой – бизнес, связанный с туризмом, планирует дальнейшие инвестиции для расширения количества услуг и повышения их качества», - отметила Архангельская.