Политолог Георгий Бовт - о том, почему ожидается гораздо меньший урожай, чем в прошлом году
После выхода России из Черноморской зерновой инициативы (так называемой зерновой сделки, которая обеспечивала вывоз украинского зерна из трех черноморских портов в обмен на невыполненные обещания ослабить санкции против РФ) Запад стал обвинять Россию в том, что она хочет уморить бедные страны голодом. Отчасти повторяется прошлогодняя картина, когда в том числе посредством такого алармизма спекулянты разгоняли на биржах цены на зерно. Сейчас эти цены уже подросли процентов на 10.
Однако слухи о якобы неминуемом глобальном голоде из-за срыва поставок из Украины сильно преувеличены. Хотя ранее доля этой страны в мировом экспорте пшеницы составляла 10% (пятое место в мире, у России 18%, первое место), подсолнечника - 42%, кукурузы - 16%, ячменя - 10%. Однако речь именно о доле в экспорте, но не производстве. С тех пор, во-первых, рынок уже начал подстраиваться к трудностям поставок из Причерноморского региона, наращивая в других местах производство соответствующих культур. Во-вторых, для Украины сохраняются другие каналы экспорта. Но они дороже, что грозит Киеву сокращением экспортных доходов.
За время действия зерновой сделки Украина заработала на продовольственном экспорте 9,8 млрд долларов. Теперь упущенная выгода для Киева может составить максимум 500 млн долларов в месяц, однако он получает западной помощи достаточно, чтобы покрыть эту "недостачу". Через черноморские порты шло, по разным оценкам, от 60 до 80% продовольственного экспорта Украины, остальное переправляется по железной дороге, автотранспортом, паромами и по Дунаю.
Слухи о якобы неминуемом голоде из-за срыва поставок зерна из Украины сильно преувеличены
Объемы украинских зерновых поставок морем составили около 32 млн тонн. Доля выручки, которая пришлась именно на Черноморские порты по зерновой сделке, составила лишь 5, 5 млрд долларов. В последние месяцы объемы вывозимого из Украины зерна и так уже неуклонно снижались. Так, если в октябре прошлого года ежемесячный объем украинского зернового экспорта почти достиг "довоенного уровня" в 5 млн тонн, а именно в 4,2 млн, то в мае он упал до 1,3 млн тонн. При этом среднемесячный объем экспорта через речные порты на Дунае за истекший год вырос до 2 млн тонн и через пару лет может быть удвоен за счет модернизации портов силами ЕС. Это снизит зависимость экспорта от черноморских торговых коридоров.
Помимо этого, из-за военных действий на Украине ожидается гораздо меньший урожай, чем в прошлом году. По прогнозам, сбор зерновых не превысит 45 млн тонн против 53 млн в 2022 году. Объемы экспорта продовольствия из Украины уже сократились на 30% после прекращения действия зерновой сделки.
Дунайский маршрут обойдется дороже в силу целого ряда причин. По нему, например, не могут ходить крупнотоннажные морские суда. Он слишком мелкий для них, также пока пропускная способность портов недостаточна. Теоретически есть вариант прокладки "каботажных" маршрутов в территориальных водах Румынии и Болгарии, но это не снимает вопроса об уязвимости портовой инфраструктуры Украины от российских ударов. Также Киев обратился к Турции с просьбой обеспечить конвоирование торговых судов, однако понимания пока не встретил.
Что касается "панических" прогнозов насчет "всемирного голода" из-за действий России, то, во-первых, они сами по себе сеют на рынках алармизм, толкая цены вверх. Во-вторых, выпадающие поставки из-за сокращения общих объемов украинского продовольственного экспорта (4-5 млн тонн в месяц вместо прежних семи) могут быть заменены другими поставщиками. Так, США и Аргентина уже прогнозируют рост производства и экcпорта в том числе пшеницы.
Мировой сельскохозяйственный рынок довольно гибкий, на нем отсутствуют картельные соглашения, которые могли бы работать на повышение цен искусственно. По мере угасания информационного "хайпа" ситуация успокоится. Например, те, кто пытается сейчас разогнать панику и в том числе поссорить Москву с развивающимися странами, не особенно распространяются, например, о том, что доля именно пшеницы, которая нужна голодающим в первую очередь, в черноморских поставках Украины была незначительна (менее 9%). Большую часть экспорта составляли кукуруза и ячмень, которые не участвуют в гуманитарных программах для беднейших стран.
Что касается общего производства зерна в мире, то достаточно взглянуть на цифры, чтобы понять, что доля Украины в нем легко может быть замещена другими производителями. Правда, и российским производителям тоже стоит готовиться к тому, что санкционное давление на них может возрасти в качестве "мести". В том числе нельзя исключать изобретения "ценового потолка" наподобие нефтяного.
Из-за военных действий на Украине ожидается гораздо меньший урожай, чем в прошлом году
Так вот, общемировое производство всех видов зерновых в 2023/24 сельскохозяйственном году составит 2,28 млрд тонн, прирост 1% год к году (напомним, урожай зерновых на Украине составит 45 млн тонн). Особенно заметный прирост даст производство сои, риса и кукурузы. Правда, по пшенице ожидается падение - с 801 млн тонн до 787 млн тонн (падение чуть более процента.
Но это производство, а что с экспортом, который поступает на мировой рынок? А то, что прогнозируется рост объемов международной торговли зерновыми на 1% - до 411 млн тонн, в основном за счет кукурузы и сорго. При этом Международный совет по зерну прогнозирует даже падение общего потребления зерновых в мире, но не потому, что, скажем, в Африке будут умирать люди с голоду, а из-за сокращения использования кормов для домашнего скота и падения потребления кукурузы, которой, похоже, вообще намечается перепроизводство. В любом случае голода из-за сокращения (но никак не полного прекращения) зерновых поставок из Украины не будет.