Войти в почту

В отдаленных районах Севера могут появиться кочевые школы и кочевые больницы

Представительниц коренных народов Севера обучат цифровой грамотности и предпринимательству, а еще откроют для них и их детей кочевые школы и больницы. Соответствующие рекомендации для профильных министерств содержатся в резолюции по итогам первого Форума женщин Севера, который прошел в июне 2023 года в Санкт-Петербурге. «Парламентская газета» изучила документ.

В отдаленных районах Севера могут появиться кочевые школы и кочевые больницы
© Парламентская газета

Образование без отрыва от традиций

Документ, опубликованный на официальном сайте форума, содержит целый список рекомендаций, пожеланий и требований, которые касаются всех сфер жизни — и глобальных, и частных: от экономики и здравоохранения до культуры и сохранения национальных языков. Так, например, Министерству связи и массовых коммуникаций авторы резолюции настоятельно рекомендуют ускорить подключение малых народов к интернету и разработать специальную программу мероприятий по повышению цифровой грамотности женщин, живущих в отдаленных районах Севера.

Отдельный комплекс рекомендаций связан с развитием туризма.

«…[советуем] предусмотреть комплекс мероприятий по развитию туризма на территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, — указано в документе. — В том числе разработать туристические маршруты, линейки региональной продукции для сферы гостеприимства с привлечением местных производителей, включить в Федеральный проект «Развитие сельского туризма» мероприятия, направленные на развитие туристического потенциала отдаленных, труднодоступных регионов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации».

Еще одна важная составляющая будущей госпрограммы — развитие образования на Севере. И в этом направлении работа уже ведется, причем довольно активно. Так, по словам председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилии Гумеровой, большим подспорьем в этом деле должен стать недавно принятый закон о кочевом образовании, работа над которым велась больше одиннадцати лет.

«Раньше регионы занимались этим, по сути, не имея никакой правовой основы, — уточнила сенатор в разговоре с «Парламентской газетой». — И любая проверка могла эту деятельность быстро прекратить. Теперь же они получили право развивать кочевое образование сообразно со своими потребностями и спецификой своего региона. Это может быть, например, формат, когда учитель сам приезжает на территорию, где живут кочевые народы, или же создание специальных передвижных центров, которые будут кочевать вместе с ними, чтобы дети могли не прерывать образовательный процесс».

Кроме самого закона, уточнила Гумерова, в регионах появился и стандарт образования, включающий в себя требования к будущим кочевым учителям. Так, например, в нем прописано, что они должны быть специалистами широкого профиля — уметь преподавать и иностранные языки, и музыкальную грамоту, и прочие науки.

От глобальных проблем к частным

Помимо передвижных школ, на Севере могут появиться и передвижные больницы, в том числе с узкими специалистами и врачами-педиатрами и возможностью покупать в них, как в обычных городских аптечных пунктах, лекарства и медицинские изделия. По словам авторов резолюции, это нужно прежде всего для того, чтобы жители отдельных регионов тоже могли проходить диспансеризацию и иметь равный доступ к медицинской помощи вместе со всем остальным населением России.

Между тем в Госдуме отмечают: помимо глобальных вещей, нужно обратить внимание еще и на сугубо бытовые, но от этого не менее важные.

«Мне очень запомнилось, как в Иркутске женщины — мамы многодетных семей — говорили, что неплохо было бы ввести такую практику, как субсидирование… туалетов, — рассказала «Парламентской газете» первый заместитель председателя Комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Татьяна Буцкая. — Потому что доходы там небольшие, дома преимущественно частные, а зимой температура, бывает, опускается до минус шестидесяти. Поэтому, на мой взгляд, следует подумать еще и над такими простыми и вроде бы понятными вещами, которые тем не менее могут сделать жизнь представительниц коренных народов легче и лучше».