Войти в почту

Налеты на Москву становятся более частыми, но менее результативными

Налет на Москву 11 августа стал первым случаем, когда украинскому беспилотнику удалось войти в черту города в дневное время. Судя по сообщениям в соцсетях, утром в пятницу аппарат замечали над Новой Ригой и в Истринском районе Подмосковья, а к 11 утра появились первые посты о взрыве возле Карамышевской набережной в Хорошево-Мневниках.

Налеты на Москву становятся более частыми, но менее результативными
© BFM.RU

В Минобороны сообщили, что дрон был подавлен РЭБ, мэр Москвы Сергей Собянин заявил, что жертв и сильных разрушений от взрыва нет. Следствие считает произошедшее терактом, но указывает, что целью налета с маломощным зарядом было не поражение конкретного объекта, а информационное воздействие. Комментирует военный эксперт, основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев:

Дмитрий Корнев военный эксперт, основатель портала Military Russia «Если говорить об информационном воздействии, то без разницы, куда именно он попадет, но если это еще будет какой-то значимый объект, опасный, то понятно, что такое информационное воздействие будет большим, даже если непосредственной угрозы эти аппараты для данного объекта не представляют, даже если пролет над территорией, где он летать не должен, уже вызывает сам по себе публикации, вызывает определенное информационное воздействие — то есть ПВО не справляется, все плохо, населению надо что-то делать. На видео ясно видно, что летит летательный аппарат тяжелее воздуха, который легко идентифицируется как БПЛА «Бобер», который мы уже видели и над Москвой, и в Подмосковье, и в Калуге, и много где еще. Но то, что мы его так часто видим, говорит о неприятной характеристике — недорогое производство аппаратов, которых можно строить много. Они пробуют, по одному их запускают, по два. Представьте, что они накопят 50 «Бобров» и одновременно применят, к этому нужно готовить систему ПВО».

Даже единичные дроны, не наносящие существенного ущерба, оказывают влияние на работу московской инфраструктуры. Как указывает РБК, на этой неделе аппараты три дня подряд пролетали в окрестностях столичных аэропортов, а работа ПВО несовместима с работой воздушных гаваней. По словам пассажиров, «Внуково» в пятницу закрывали на час, а в ночь на четверг и там, и в «Домодедово» задержались десятки рейсов — часть отправили на запасные аэродромы, другие кружили над Подмосковьем в ожидании разрешения на посадку. Вот что о перебоях в авиатрафике говорит главред издания о беспилотной авиации UAV.ru Денис Федутинов:

Денис Федутинов главный редактор UAV.ru «Думаю, что это действительно представляет серьезную проблему для авиаперелетов и авиакомпаний, потому что рушится расписание. Расписания, в которых некоторые пассажиры завязаны на стыковочные рейсы. Это приводит, конечно, к колоссальному негативному эффекту. Я думаю, что это является тоже одной из целей в тех атаках беспилотников на Москву. Даже если они не наносят материального ущерба, непосредственно взрываясь где-то, они влекут за собой вот такой большой, существенный ущерб материальный для авиакомпаний. И в связи с этим, наверное, компаниям, которые завязаны на эти хабы, на эти аэропорты, необходимо будет пересмотреть свою политику в плане полетов и в плане своих реакций на подобные инциденты».

Пока до отмены рейсов дело не доходит, но растущая регулярность налетов — от раза в несколько недель в июле до нескольких раз в неделю в августе — может усложнить работу воздушных гаваней. Чтобы гарантировать себе вылет или пересадку в назначенное время, часть пассажиров может задуматься об альтернативных аэропортах. В теории для этого могут подойти Санкт-Петербург, куда можно за пять часов добраться на «Сапсане», или Ярославль.

Однако до того, чтобы московские аэропорты оказались парализованы, пока очень далеко. Комментирует исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев:

Олег Пантелеев исполнительный директор агентства «Авиапорт» «Пока мы можем констатировать, что количество случаев и суммарная длительность задержек, связанных с обнаружением БПЛА, в целом не превышает частоту случаев из-за неблагоприятных метеоусловий или каких-то других факторов, давно привычных для авиакомпаний. Но совершенно очевидно, что, если подобные случаи будут повторяться с достаточно высокой регулярностью, для авиакомпаний это может стать определенной проблемой, потому что сбои в расписании — это в первую очередь удар по экономике авиакомпаний, а не операторов аэропортов. Мощностей для того, чтобы заменить сразу фактически четыре столичных аэропорта, нет ни у одного российского аэропорта или города. Это очевидно. Но, на мой взгляд, сценарий, когда столичные аэропорты будут на сколь-либо длительное время парализованы из-за угроз, создаваемых БПЛА, такой сценарий очень маловероятен».

Хотя налеты беспилотников на Москву становятся все более частыми, сложно отрицать и рост эффективности работы ПВО. Июльские удары по «Москве-Сити» были объявлены Минобороны «крушениями» беспилотников в результате работы РЭБ, но с учетом двух попаданий подряд в башню с несколькими министерствами, скорее всего, дроны направлялись именно к деловому кварталу. С начала августа РБК насчитал пять налетов беспилотников на Москву — все, кроме пятничного, были предотвращены за пределами города.